Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации
Каталог выставки произведений А.В. Скворцова (1894–1964). Саратов, 1975
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ
ИМ. А.Н. РАДИЩЕВА
САРАТОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
САРАТОВСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РСФСР
КАТАЛОГ
выставки произведений
Александра Васильевича
СКВОРЦОВА
(1894–1964)
САРАТОВ 1975
Автор вступительной статьи – Е.И. ВОДОНОС
Составители: Н.Н. СЕЛИХ и Л.Т. ШЕМАНАЕВА
Художник П.И. КАРЧЕВСКИЙ
Саратовский офортист Александр Васильевич Скворцов (1894–1964) известен далеко за пределами нашего города. Но это, скорее, известность в кругу истинных ценителей и знатоков гравюры, а не у широкого зрителя.
«Мои рисунки говорят тихим голосом и тому, кто склонен к ним прислушаться», – под этими словами Д.И. Митрохина вполне мог подписаться Скворцов. Скромное, лишенное какой бы то ни было притязательности, его искусство просто и искренне повествует о жизни окружающей природы.
Волга, ее неоглядные просторы, бесчисленные рукава и протоки, лесистые острова, песчаные отмели и мягкие плавные повороты, ее неспешный, величавый ход стали для него неиссякаемым источником вдохновения. Десятки и сотни листов говорят о том, как упорно, изо дня в день, в течение четырех десятилетий, отпущенных ему судьбой на творчество, изучал художник особенности волжского пейзажа.
Ясность и точность восприятия, стремление к возможно большей осязаемости трактовки наметились уже в ранний период его творчества. И он оставался верен такому подходу всю жизнь. Каждое из его произведений – всегда результат «любовных бесед с натурой», бесед, которые никогда не прекращались и никогда не надоедали художнику.
Творческий путь Скворцова, охватывающий очень несхожие между собой этапы развития нашего искусства, отличался удивительной внутренней целостностью.
Скворцов родился 3 сентября 1894 года в селе Никольском Астраханской губернии. В 1917 году в Астрахани поступил в частную студию П.А. Власова. Занятия у престарелого живописца показались ему неинтересными, и в 1918 году он переходит в Высшие художественные мастерские, где занимается под руководством выпускника Академии художеств Петра Ивановича Котова. Именно ему многим обязан Скворцов, всегда вспоминавший учителя с чувством особенной благодарности. Котов не только внимательно следил за ростом мастерства своих питомцев, но также за развитием общей культуры: приобщал их к литературе, музыке, театру. В его мастерской царила атмосфера исключительной доброжелательности, здесь увлеченно работали и много спорили о проблемах современного искусства.
Скворцов занимался у Котова до 1922 года, и его художественное мировоззрение в самых существенных своих чертах сформировалось уже в эту пору. Вероятно, поэтому последующая учеба у талантливых саратовских мастеров[1] – сначала В.М. Юстицкого, а затем П.С. Уткина – не оставила заметного следа в его творческой биографии. Ни одного из них нельзя считать учителем Скворцова.
Кажется странным, что такой поэтичнейший пейзажист, как Уткин, обаяние искусства которого очень заметно в раннем творчестве многих его учеников, не затронул своим влиянием Скворцова. Должно быть, молодой художник интуитивно почувствовал, что уткинский лиризм окрашен несравненно большей субъективностью, чем та, которую подсказывали ему и собственный предшествующий опыт, и самый склад его дарования. Скворцов стремился к эмоциональному, но точному отображению природы, Уткин – к ее преображению.
Хотя Скворцов закончил живописный факультет, самостоятельное творчество он начинает как график. В широких, чуть «смазанных» линиях его карандашных рисунков, мягко, но настойчиво выявляющих форму, ощущается воздействие манеры Бориса Григорьева – популярного в те годы рисовальщика.
Уже с середины 1920-х годов Скворцова неудержимо потянуло к гравюре. Он пробует себя во всех ее разновидностях, терпеливо постигая выразительные возможности каждой из них. Он осваивает различные жанры: интерьер, натюрморт, пейзаж и портрет. Первоначально овладеть спецификой гравюры в большей мере помогает натюрморт. Художник как бы в упор разглядывает предметы, стараясь выявить чисто физические свойства, добиваясь передачи «фактурности» изображаемых вещей, их весомости, материальности, объема. В лучшем из них – «Натюрморте с собакой» – Скворцов достигает большой композиционной остроты и динамики; убедительно передает «взаимоотношения предметов», их тонкую прихотливую игру. Интересны ранние портреты и автопортреты Скворцова. Взятые очень крупно, во всю плоскость листа, смело и лаконично трактованные, они обретают монументальность не только благодаря своим масштабам, но, прежде всего, за счет мужественной собранности и энергии решения. Острота характеристики сочетается в них с глубоким образным обобщением («Голова девочки»). Раскованная смелость решений свойственна также книжной графике Скворцова той поры.
К концу 1920-х годов уже вполне отчетливо выступили те особенности скворцовского дарования, которые в дальнейшем его творчестве будут только углубляться, оставаясь неизменными в своей первооснове.
Художник окончательно обретает и свой излюбленный жанр, и свой стиль. Отныне и навсегда Скворцов – это мастер камерного лирического пейзажа. В своих ранних вещах он не избежал увлечения повышенной экспрессией, свойственного советскому искусству 20–30-х годов, но и тогда в его собственном творчестве экспрессия умерялась заметными чертами лирико-поэтической созерцательности, видимо, более органичной для его мироощущения. Это бросается в глаза даже в наиболее динамичных, острых и «напряженных» по своему значению пейзажах тех лет. («Мельница», «Воз нa мосту», «Пейзаж с поездом», «Малая Поливановка», «Оползень», «Астрахань», «Дворик на Первомайской»).
Графическое мышление Скворцова скорее живописно; чистая линеарность не слишком привлекает его. Живописная трактовка в графике больше сродни его видению, чем линейно-пластическая. Этим, вероятно, объясняется особое пристрастие художника к офорту. Он буквально «заболевает» офортом. Преодолевая большие трудности, обзаводится станком и всеми необходимыми материалами. Профессиональные навыки приобретает вполне самостоятельно, пользуясь лишь «Руководством по технике офорта» М. Лалана, которое нашел в библиотеке Радищевского музея. Скворцов быстро совершенствует свои навыки, все глубже постигает природу материала и к началу 30-х годов уже вполне владеет техническими тонкостями этого вида гравюры. Но поиск не прекращается. На всех этапах своего творческого пути он постоянно заботился о росте своей техники. Но важная эта забота никогда не была для него главной: великолепное знание возможностей ремесла освобождало от необходимости думать о них в момент творчества.
Скворцов окончательно отдает предпочтение офорту в годы, когда ксилография надолго заняла первенствующее место в графике. И выбор этот был вполне осознанным, учитывающим особенности его творческого мышления. Все разновидности этой техники: собственно офорт, близкая к нему по художественному эффекту сухая игла, мягкий лак, акватинта, меццо-тинто – позволяют ему передать тональное богатство живой природы с поразительной достоверностью. Ощущение палящего зноя, сухого прозрачного воздуха, прогретого июльским солнцем («Жаркий день»), сумрак серенького зимнего дня («Волга зимой»), тихое мерцание ночной реки («Ночью»), тонкая поэзия ее серебристых и тающих далей («Серебряные дали») воссозданы с точностью, которая кажется неподвластной гравюре. Скворцов в значительной мере преодолевает свойственную самой технике условность передачи.
Художник Б.П. Бобров говорил, что офорты Скворцова оставляют впечатление живописных этюдов. Применительно к гравюре это комплимент довольно сомнительный, но в нем очень верно схвачена особая натурная достоверность скворцовских графических листов, их специфическая живописность.
Скворцова всегда отличала объективность подхода. Он ничего от себя не навязывает природе, а все целиком черпает в ней самой. Ему вполне достаточно реального многообразия ее состояний.
Его лиризм – лиризм без интенсивности, без «форсированной» передачи своих чувствований. Безыскусственность, ненатужность, покоряющая естественность – отличительные свойства его таланта.
Поэтическая достоверность скворцовских пейзажей рождена особой влюбленностью в натуру. Стремясь обрести более непосредственный контакт с ней, сберечь первоначальное ощущение мотива, фиксировать тончайшие, едва уловимые оттенки пейзажного состояния, он создает серию «набросков с натуры».
Скворцов становится мастером своеобразного «гравюрного пленэра». В лесу, на высоком берегу, на крохотных пустынных островках он рисует прямо на офортной доске, словно торопясь запечатлеть действительный облик такой знакомой, такой привычной и такой бесконечно изменчивой природы. К числу самых лучших натурных набросков относятся офорты «Сазанка», «Залило», «Дон. Меловые горы».
Сюжеты «набросков» самые непритязательные. Но при кажущейся монотонности они отличаются удивительным разнообразием, только это не разнообразие мотивов, а разнообразие состояний. Впрочем, «заурядность» мотивов свойственна не только наброскам с натуры, но и всему творчеству художника. Почернелые бревенчатые избы, ветхие заборы, сарайчики, залитые водой острова, редкие перелески, рыбачьи лодки, баркасы, суетливая жизнь волжских причалов. Что может быть проще и обыкновеннее? Порой Скворцова корили этой «обыкновенностью», требовали обязательного обращения к мотивам индустриальным, якобы призванным осовременить пейзаж. Художник редко поддавался на уговоры... Он хорошо понимал, что самый склад его дарования, особая созерцательность натуры располагает к иному: к пейзажу камерному, к проникновенности, к интонациям раздумчивым, элегическим. Спокойно, с глубокой убежденностью отстаивал он право и долг честного художника – следовать своему призванию.
Волга – главная, но не единственная тема Скворцова. Он охотно работал над пейзажами Хопра, Дона, неоднократно возвращался к мотивам Бахчисарая. Бахчисарайской сюите принадлежит одно из самых изысканных его созданий «Три дерева». Скворцов быстро вживался в незнакомый пейзаж, хорошо чувствовал самое существенное, определяющее в нем. Географические рамки его работ определялись жизненными обстоятельствами: он изображал только виденное им самим, а «по воображению» работать не любил и не мог.
Созерцательность сочеталась у Скворцова с большой жизненной активностью. Он отличался завидной целеустремленностью и высокой работоспособностью. Всегда остро ощущал нехватку времени, потребность в уединении и сосредоточенности. А годы были нелегкие... Порой приходилось прилагать немало усилий, чтобы хотя бы урывками заниматься творчеством. Оно не прекращалось даже во время Великой Отечественной войны, когда художник был сверх меры загружен газетной работой. В 1942 году он создает интересный лист «Ночи войны». Застывшие баржи на черной воде, небо, расчерченное лучами прожекторов, тревога и суровая напряженность тех лет переданы здесь с убеждающей конкретностью.
Скворцов был неутомимым экспериментатором. Но это были поиски не новых форм художественного видения, а технических средств более полнокровного воплощения излюбленных тем и образов.
Он работает на жести, целлулоиде, картоне, часто обращается к цветной печати, используя различные приемы, многократно варьируя цвет одного и того же листа. Нежная бархатистость, мягкая постепенность тональных переходов привлекают в лучших его цветных офортах: «Натюрморт с трубкой», «Оттепель», «Заглохший пруд», «Затопленные деревья», «Троицкий взвоз».
Стремление выявить и акцентировать самостоятельную роль цвета привело Скворцова к монотипии. В некоторых из монотипий Скворцов словно преодолевает присущую ему эмоциональную сдержанность, становится раскованно-лиричным. («Поляна», «Озеро», «Лесная протока», «Пейзаж с козой», «Голубые тени», «Дождь»). Нежная яркость радужных, пронизанных мягким светом красок, сообщает им праздничное звучание. Особенно мажорны многочисленные его букеты. В колористической изысканности лучших монотипий проявился большой вкус художника, его тонкое понимание декоративных возможностей цвета. Впрочем, и в монотипиях он, как правило, стремится к точности образно-эмоционального воплощения натуры. Резкий цветовой контраст, нарочитое упрощение форм («Натюрморт с блюдом», «Закат») кажутся неожиданными в его творчестве.
Увлечение монотипией на рубеже 1950–1960 годов было очень сильным, но непродолжительным. И вскоре Скворцов снова обращается к офорту. Именно в этой технике (во всех ее разновидностях) основные удачи мастера.
Среди множества работ у каждого художника есть такие, которые прочувствованы им особенно глубоко. У Скворцова это «Затопленные деревья», «Серебряные дали», «Лунный вечер на Волге», «Глубокое озеро», «Тихое утро». Последняя работа не случайно экспонировалась на Брюссельской выставке 1958 года. Широкий простор неба, уходящая к горизонту гладь огромной реки, мягкая тяжесть сонных, чуть стелющихся волн, беспредельный покой нарождающегося погожего утра. Легкие разнонаправленные штрихи скорее только намечают первые лучи подымающегося солнца, плавные перекаты воды, создают ощущение скользящего серебристого света. Своей скромной поэтичностью этот лист очень показателен для художника: и сам выбор мотива, и эмоциональный строй, и изобразительные средства – все здесь чисто скворцовское.
Сравнительно редко Скворцов обращается к портрету. Портреты композиторов и писателей, как правило, имеют характер репродукционной гравюры: они исполнялись по заказу различных издательств. Другое дело – портреты близких художника и его друзей, среди которых выделяются портрет сына и портрет заслуженного артиста РСФСР Г.А. Несмелова.
Интересны многочисленные экслибрисы и проекты экслибрисов, выполненные в технике ксилографии, линогравюры, офорта. Экслибрис – книжный знак – не только «вывеска» библиотеки, но также микроинформация о ее владельце. Это информация, сконцентрированная на крохотном пространстве, – и не случайно экслибрис издавна считается пробным камнем для проверки степени графического мастерства. Уже молодой Скворцов выдержал эту строгую проверку. Его экслибрисы на рубеже 20–30-х годов трижды были показаны на выставках Интернационального общества экслибристов в Лос-Анжелесе. Им была посвящена специальная монография Сильванского[2]. Привязанность к искусству книжного знака Скворцов сохранял и в последующее время. Среди лучших его экслибрисов – книжные знаки В.Я. Адарюкова, П.Д. Эттингера, Я.И. Рабиновича, А.Л. Крекова, М. Добровской, С.А. Сильванского, П.Е. Корнилова, Л. Степановой.
Настоящая выставка – первая персональная выставка А.В. Скворцова в Саратове. Она имеет ярко выраженный ретроспективный характер и отличается достаточной полнотой. Впервые собраны работы, охватывающие почти все творчество мастера, и это дает возможность осмыслить особенности художнического пути, а также действительное значение и реальную ценность его искусства.
I. СТАНКОВАЯ ГРАВЮРА
1927 г.
Экслибрис А.В. Скворцова. Ксилография. 3,4х3,7
1928 г.
Экслибрис А.В. Скворцова. Гравюра резцом. 4,5х4
Экслибрис П.Д. Эттингера. Ксилография. 5,2х4,4
Экслибрис Г.М. Кузнецовой. Ксилография. 4х4,8
Экслибрис X. Петерсон. Ксилография. 4х3,7
Экслибрис А.Л. Крекова. Ксилография. 6х5
Экслибрис А. Скворцова. Ксилография. 4,8х4,3
Экслибрис В. Я. Адарюкова. Ксилография. 7,6х5,5
Экслибрис А. Л. Крекова. Обрезная гравюра 7,2х5,6
Проект пригласительного билета на 2-ю выставку книжного знака в Саратове. Ксилография. 6,8х9,6
1929 г.
Экслибрис Н.С. Иловайской. Сухая игла. 9,2х7,2
Экслибрис С.А. Сильванского. Офорт. 8,2 х 5,2
Экслибрис В.А. Гофмана. Офорт. 7,4х5
Экслибрис Сартатпедтехникума. Ксилография. 5х3,4
Экслибрис Н. С. С. Ксилография. 3,8х4,8
Оползень. Офорт, акватинта. 12х7
Лодки и сваи. Офорт, акватинта. 7,9х12,4
Дали. Акватинта. 12х7
Астрахань. Офорт, акватинта. 12х7
20-е годы
Облака. Акватинта. 14х23
Малая Поливановка. Офорт. 15х18,2
Подсолнух. Цв. Акватинта (3 доски). 24,2х19,5
Парусник. Акватинта, офорт. 15х21
1934 г.
Базар. Офорт. 14,3х10,1
Мальчики-рыболовы. Офорт. 11,5х13,4
1935 г.
Натюрморт с очками. Сухая игла. 16,5х10,5
1936 г.
Натюрморт с бутылью. Сухая игла. 10х15,4
Интерьер. Сухая игла. 17,3х12,8
Мытье бочки. Сухая игла. 10х12
Большая Поливановка. Сухая игла. 12,8х10,5
Стоянка катеров. Сухая игла. 10,2х17,6
На опушке. Офорт. 10х15
Портрет А.С. Пушкина. Сухая игла. 16,5х11
Портрет Пушкина-лицеиста. Сухая игла. 14х10
Портрет Рембрандта. Меццо-тинто. 15,5х12,5
Портрет Бетховена. Офорт. 9х7
От одного корня. Офорт. 13х9,2
1937 г.
Натюрморт с ложкой. Сухая игла. 9х10,4
Жаркий день. Офорт. 15,5х11,7
Портрет А.И. Герцена. Сухая игла. 15х11,5
Портрет И.С. Тургенева. Сухая игла. 15х11,4
Портрет А.М. Горького. Сухая игла. 15,5х10,5
Автопортрет. Офорт. 16,8х13,5
Астрахань. Стрелка. Офорт. 7,7х7,2
1938 г.
Из серии «Разлив Волги». Сухая игла. 15,2х17,7
Из серии «Разлив Волги». Офорт. 14,2х23,5
Из серии «Разлив Волги». Сухая игла. 15х18,5.
Портрет Н. Г. Чернышевского. Сухая игла. 24х18,7
Подпасок. Офорт. 11,5х7
1939 г.
Портрет сына. Сухая игла. 19,3х15
1940 г.
Портрет Ф. Листа. Сухая игла. 14,4х12,7
Портрет Р. Вагнера. Сухая игла. 6,7х4,5
Зеленый остров. Цв. Акватинта. 15х12,5
Ночью. Цв. Акватинта. 8,5х14,8
1942 г.
Из серии «Разлив Волги». Меццо-тинто. 11,5х18,3
Прожектора на Волге. Меццо-тинто, офорт. 17х15,3
Оттепель. Цв. акватинта, сухая игла. 18,5х24
1943 г.
Лунная ночь. Цв. меццо-тинто. 10,9х15,2
1944 г.
Дождь. Сухая игла, мягкий лак, акватинта. 20,2х14,5
Большая Поливановка. Сухая игла. 11,2х15,2
Бахчисарай. Сухая игла. 9х12,4
Бахчисарай. Сухая игла. 16,7х11,5
Бахчисарай. Сухая игла. 12,3х15,5
Весна на Волге. Сухая игла. 22х31,7
Ночь. Баржа. Акватинта. 11х16,8
Сосны. Мягкий лак, цв. Акватинта. 15х8
Заброшенная хата. Сухая игла. 9,6х13,6
Озеро в Заволжье. Мягкий лак, цв. акватинта. 10,3х12,3
Бахчисарай, Четыре дерева. Сухая игла. 10,6х12,6 ГМИИ
Бахчисарай. Улица. Сухая игла. 10х13,5 ГМИИ
1945 г.
Волжская улица. Саратов. Офорт. 11,5х15,5
Улица Чернышевского. Сухая игла. 19х24
Натюрморт с чашкой и вазой. Меццо-тинто. 18х17
Бумажные цветы. Цв. меццо-тинто. 24х18,7
Из серии «Разлив Волги». Меццо-тинто. 11х14,8
Интерьер. Цв. меццо-тинто. 22,8х16,9
Натюрморт с чашкой и вазой. Цв. меццо-тинто. 18х17
Троицкий взвоз. Сухая игла, цв. меццо-тинто. 23,7х30
Лодка с мачтой. Сухая игла. 7,4х10,3
Лунная ночь. Цв. меццо-тинто. 10,9х15,2
Закат. Соколовая гора. Цв. меццо-тинто. 10,8х16,2
Над обрывом. Офорт. 9,4х10,2
Берег Зеленого острова. Меццо-тинто. 11х15
Разлив Волги. Цв. меццо-тинто. 11х14,8
Натюрморт с трубкой. Цв. меццо-тинто. 14,9х18,1 ГРМ
1946 г.
Из окна. Зима. Мягкий лак, цв. Акватинта. 23х15,3 ГМИИ
Рыбачий стан. Офорт. 13,8х21,3
Весна. Офорт. 14х21,4
Волга меняется. Офорт, цв. акватинта. 27,2х37,5
Большая вода. Цв. акватинта, офорт. 23,3х41
Из серии «Старый Саратов». Офорт. 6,7х9,8
Пады. Офорт. 7,2х12
Ива. Офорт. 7,3х9,7
Из альбома «Старый Саратов»:
Старая набережная. Сухая игла. 13,8х21,8
Окраина города. Сухая игла. 15x21,6
Лодки. Сухая игла. 14,8х20,4
Глебучев овраг. Сухая игла. 17,3х21
1947 г.
За работой. Сухая игла. 20,6х17
Вечер в деревне. Акватинта. 15,5х10,3
Вечер в Затоне. Мягкий лак, офорт, акватинта. 26,6X37
Облачный день. Офорт, акватинта. 22x24
Ремонт катера. Офорт, акватинта. 19х24
Первый снег. Сухая игла. 14х24
Из серии «Разлив Волги». Сухая игла. 14,5х23,2
Затопленные деревья. Цв. меццо-тинто. 23,8х30,2 ГРМ
Волга шумит. Акватинта. 28,5х36,5
1948 г.
Хопер. Пады. Офорт. 7,3х11,8
Сенеж. Мягкий лак, цв. акватинта. 8,8х14
Хопер. Осень. Офорт, акватинта. 11,2х13,8
Сосны. Офорт. 5х7
Сенеж. Мягкий лак. 7,7х12,8
1940-е гг.
Старинная книга (портрет жены). Офорт. 22,7х15,6
Три дерева. Сухая игла. 15,6х22
За чтением. Акватинта. 21,2х14,5
1950-е гг.
Валовая улица. Офорт. 12х15,5
Берег Зеленого острова. Офорт. 7,6х13,8
1951 г.
Два парохода. Цв; офорт. 11х24,8
Заволжье (озеро). Сухая игла. 14,2х21,8
Жаркий полдень. Сухая игла. 17х21,7
Зимний вечер на Сенеже. Мягкий лак, цв. акватинта. 18,9х25,4
В Затоне. Домик над Волгой. Сухая игла. 5,3х8,2 ГРМ
1952 г.
Волга зимой. Цв. Акватинта. 23,7х29,6 ГМИИ
Зеленый остров. Сухая игла. 14,3х20,7
Левобережье. Офорт. 10х13,2
Тихий Дон. Офорт. 17х23
Меловые горы. Дон. Офорт, акватинта. 17,2х23
Сушка сетей на Дону. Сухая игла. 17,2х23,1
Дон. Офорт. 17,2х23,1
1953 г.
Пейзаж с герой. Мягкий лак, цв. акватинта. 23,7х33,8
Утро на Волге. Офорт, цв. акватинта. 29,5х32,5
Старый пруд. Офорт, цв. акватинта. 37,5х29,3
На академической даче. Сухая игла, цв. акватинта. 15х16,5
1954 г.
Последние лучи. Меццо-тинто. 11,5х17
Летний день. Сухая игла. 12,4х18,1
Март. Цв. Акватинта. 7,6х8
Серый денек. Цв. Акватинта. 7,7х7,9
Перед грозой. Офорт, меццо-тинто. 22,7х18,7
Зеленый остров. Весна. Сухая игла. 25,3х33
Разлив на Волге. Офорт. 8,5х13
Вечер. Офорт, акватинта. 11х14,8
Последний свет. Офорт. 5,5х8,8
Разлив. Зеленый остров. Офорт. 9,8х14
Наброски с натуры:
Рыбаки. Офорт. 9,4х13,2
Ветреный день. Офорт. 11х14,5
На коренной Волге. Офорт. 10х14,3
Щучье озеро. Офорт. 9,6х14,0
Зеленый остров. Офорт. 9,3х13,2
1955 г.
На Сенеже. Офорт, акватинта. 12,3х15,2 ГМИИ
Глубокое озеро. Офорт. 18х21,4 ГМИИ
Серебряные дали. Цв. Акватинта. 25х27
Затон. Офорт. 7,3х11,4
Разлив на Зеленом острове. Офорт. 10,3х22,6
Волга. Лодка художника. Офорт. 9,4х12
Луна. Офорт, цв. акватинта. 9,2х12,8
Сухое дерево. Наброски с натуры. Офорт. 9,4х23
Перевозчик. Офорт. 9х11,6
Затон. Офорт. 15х23
Деревушка. Офорт. 11,6х22,6
Ветлы. Офорт. 9,3х23
Залив. Офорт. 11,6х23
Молодые ивы. Офорт. 11,8х23
1956 г.
Портрет заслуженного артиста РСФСР Г. А. Несмелова. Сухая игла. 23х14,6
Лунный вечер на Волге. Мягкий лак, цв. акватинта. 24х25,7 ГМИИ
Зима. Мягкий лак, акватинта. 21,5х23,5 ГМИИ
Наброски с натуры:
Затон с большим деревом. Офорт. 9,7х13
Затон с лодкой. Офорт. 7х14,2
Зеленый остров. Офорт. 8,1х23,2
Вода спала. Офорт. 7х14,2
Большая лодка. Офорт. 9,4х12,5
Берег Зеленого острова. Офорт. 21х29
1957 г.
Раннее утро (тихое утро). Сухая игла. 17,7х23,3
Наброски с натуры:
Шумейка. Офорт. 11х18,9
Чаповка. Офорт. 11,8х7,5
Шумейка. Офорт. 11х19
Песчаный берег. Мягкий лак, акватинта. 9х12
Бухта с белым зонтом. Мягкий лак, акватинта. 9х12
Гористый берег. Мягкий лак, акватинта. 9х12
К вечеру. Офорт. 11х23,2
Затон с Соколовой горой. Офорт. 9,9х14,5
Пролив. Офорт. 10х14,6
Стволы. Акватинта. 9х12
1958 г.
Дорожка в лесу. Сухая игла. 17х12
Осереда – приток Дона. Офорт. 9,5х12
Осереда – приток Дона. Сухая игла. 12х17
Наброски с натуры:
Над Волгой. Офорт. 9х12,2
Озеро. Офорт. 9х12
1959 г.
Вечер над озером. Офорт. 17,8х11,2
Утес. Акватинта, рулетка. 12,8х17,8
Старые осокори. Офорт, цв. акватинта. 32,5х26,7
Островок. Сухая игла. 7,5х11,4
Ночной пейзаж. Акватинта. 10,2х12
Рыбак с «пауком». Офорт. 10,2х12
Берег. Акватинта. 10,5х12,5
Наброски с натуры:
Из серии «Море наступает». Офорт. 11,8х23
Из серии «Море наступает». Офорт. 10,4х12,2
Дождь. Офорт. 12,6х17,7
1960 г.
Вода подошла. Сухая игла. 25х31,5 ГРМ
На озере (лунная ночь). Офорт. 26х22,8
Затопленные луга. Офорт. 12х16,8
Низовой ветер. Офорт. 30,2х34,5
Наброски с натуры:
Сушка сетей на Дону. Офорт. 11х17,9
Дон у Павловска. Офорт. 12,7х17,7
Речка Осереда – приток Дона. Офорт. 11,2х17,8
Рыболов на Дону. Офорт. 11,2х17,8
Дон. Меловые горы. Офорт. 12,8х17,8
Сосны. Павловск. Офорт. 11х17,8
1961 г.
Лесная поляна. Офорт. 11,6х12
Донской пейзаж. Сухая игла. 18х23,5
Старая ветла. Сухая игла. 23,5х29
Туча уходит. Сухая игла. 26х33,5
Осокорь. Офорт, акватинта. 9,4х6,6
1962 г.
На пригорке. Офорт. 6,9х10,8
Заволжье. Пруд. Офорт. 7,4х9,3
Дорога на берегу Волги. Сухая игла. 17,9х23,5 ГМИИ
1963 г.
Зимний пейзаж. Цв. Акватинта. 17,8х19,3
Чечоры. Цв. Акватинта. 9х11
Залив. Офорт. 27х23
Наброски с натуры:
Заволжье в разлив. Офорт. 13х18
Стволы. Офорт. 10,5х15,5
Сазанка. Офорт. 17,4х23,3 ГМИИ
Залило. Офорт. 10,6х15,6
Деревья. Офорт. 15,5х10,5
Затопленное дерево. Офорт. 10,5х17,8
1960-е годы
Море наступает. Офорт, цв. акватинта. 23,7х28,7
Без даты
Оползень. Офорт. 12х15
Зима. Домики в затоне. Офорт. 13х18,6
Из серии «Разлив Волги». Офорт. 21х15,5
Волга. Сухая игла. 7х21
Ночной пейзаж с парусником. Офорт. 11,3х19,5
Астрахань. Офорт, акватинта. 20,8х27,8
Женский портрет. Офорт. 14,3х9,3
Лунная дорожка. Мягкий лак, акватинта. 12,7х9,2
Берег. Офорт. 4х10
Пейзаж с лодкой. Мягкий лак. 10х7,5
Сторожка лесника. Офорт. 9,2х7,9
Старый Саратов. Акватинта. 8х9,5
Заволжье весной. Мягкий лак. 8х14
Поливановка. Офорт. 8х11
Рыбак. Сухая игла. 8х9,3
Развесистый дуб. Мягкий лак. 15,5х20,8
ЛИТОГРАФИЯ
1925 г.
Автопортрет. 31х22
1927 г.
Солнце встает. Монастырка. 22,5х26,4
КСИЛОГРАФИЯ
Без даты:
Сборщицы картофеля.10х11,4
Интерьер. 5,6х8,6
Пейзаж. 8,4х11,6
ГРАВЮРА НА КАРТОНЕ
1959 г.
Казань. Кремль. 16,5х11,2
Гора. 21х14,7
1960 г.
Два дерева (цв.). 33,2х38
Дождь на Волге. 34,2х34,2
Крутояр. 33,2х34,7
ЛИНОГРАВЮРА
1926 г.
Автопортрет. 30,5х25
1920-е годы.
Голова девочки. 30х25,3 (музей имени А.Н. Радищева)
1940-е годы.
Лодка с сеном (цв.). 12х15,5
«Узенький» мостик (цв.). 13х17
Озеро. Заволжье. 11,7х15
1957 г.
Зимний день. Озеро Сенеж (цв.). 12,5х16,7
Без даты:
Волжские дали (цв.). 22х24 (ГМИИ)
Вид на Соколовую гору (цв.). 15,5х12,5
Тополя. 13,3х8,5
МОНОТИПИИ
1956 г.
Пейзаж с козой. 24,9х30
1958 г.
Восход луны. 26,9х33,2 (Собрание С.М. Стама, Саратов)
Поляна. 19,7х24
Полевые цветы. 46х34,2
Березы. 26,5х20,6
После заката. 22х32,5
Ноктюрн. 33,4х21,6
Рассвет. 33,4х21,6
Весна. Каменный Яр. 27,4х33
В Каменном Яру. 21,7х32,4 (ГРМ)
Весна. 21х33
Осень. 33х27
Лесная протока. 33,9х27
Осень. 33,5х27
Осенние краски. 34х27
В Каменном Яру. 21,5х33,5
Зима. 24,3х33,5
Левый берег. 27,3х33,8
Первое дыхание осени. 27х33,7
Осенний мотив. 33,7х27,2
Старые осокори. 33,6х27,4
1959 г.
Голубые тени. 26,8х23
Дождь. 36,8х34,5
Осень. Залив. 45х32,3
Осень. 33,2х21,3
Закат. 34,3х36,8
Цветы на фоне платка. 34,5х36,2
Сквозь тучи. 36х34
Астры в баночке. 36,5х34,5
Астры в синей вазочке. 34,7х36,5
Цветы последние (пастель). 37х33
Натюрморт с блюдом. 37х34,5 (ГМИИ)
Натюрморт с флоксами. 44х34
Натюрморт с синей вазой. 34,6хX36,5 (ГМИИ)
На озере. 39,5х34,3
1950-е годы.
Осень. Зеленый остров. 33,2х21,5 (Собрание С.М. Стама, Саратов)
1961 г.
Колокольчики. 37х34,6
ГРАВЮРА НА ЦЕЛЛУЛОИДЕ
1948 г.
С Милле. 8х6
1949 г.
Улица Чернышевского. 7,5х10,4
Лодка с сеном. 8х11,9
1950 г.
Улица Ленина. 11,2х14,3
Катерок. 5х7,8
1952 г.
Дождь. 11,6х8,6
Осины. 8,6х11,6
Тахтарка. 8,8х11,8
Летний день. 11,7х8,7
Дорога на Зеленом острове. 8,8х11,8
Вечер. 8,6х11,6
Новое озеро. 8,7х11
Без даты.
Бакены. 8,8х11,7
Птицы. 11,8х8,7
Тихий Дон. 5,8х8,9
II. ЭКСЛИБРИСЫ и КНИЖНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
1927 г.
Экслибрис А. В. Скворцова. Ксилография. 3,4х3,7
1928 г.
Экслибрис А.В. Скворцова. Гравюра резцом. 4,5х4
Экслибрис П. Д. Эттингера. Ксилография. 5,2х4,4
Экслибрис Г. М. Кузнецовой. Ксилография. 4х4,8
Экслибрис X. Петерсон. Ксилография. 4х3,7
Экслибрис А.Л. Крекова. Ксилография. 6х5
Экслибрис А. Скворцова. Ксилография. 4,8х4,3
Экслибрис В.Я. Адарюкова. Ксилография. 7,6х5,5
Экслибрис А.Л. Крекова. Обрезная гравюра. 7,2х5,6
Проект пригласительного билета на 2-ю выставку книжного знака в Саратове. Ксилография. 6,8х9,6
1929 г.
Экслибрис Н.С. Иловайской. Сухая игла. 9,2х7,2
Экслибрис С.А. Сильванского. Офорт. 8,2х5,2
Экслибрис В.А. Гофмана. Офорт. 7,4х5
Экслибрис Сартатпедтехникума. Ксилография. 5х3,4
Экслибрис Н. С. С. Ксилография. 3,8х4,8
Экслибрис Я. И. Рабиновича. Ксилография. 4,4х6
Экслибрис Д. Кутьина. Ксилография. 4,8х2,6
Экслибрис Р. И. Рабинович. Ксилография. 4,8х3,2
Экслибрис Н. С. Скворцовой. Ксилография. 4,5х5,9
Концовка к книге С.А. Сильванского «Книжные знаки А.С. Скворцова». Ксилография. 4,5х6,5
Обложка к альбому «Офорты А. Скворцова „ Волга “». Ксилография. 9,5х5,2
1920-е годы
Буквица к книге С.А. Сильвановского. Ксилография. 2,5х2,5
1930 г.
Экслибрис Макса Шерма. Линогравюра. 12,2х9
Экслибрис Л. Степановой. Линогравюра. 8,6х6,4
1931 г.
Эскиз обложки к книге Л. Решетова «Дело мистера Луиса». Тушь, перо, кисть. 29х20,5
1936 г.
Экслибрис А.В. Скворцова. Офорт. 10х6,3
Экслибрис Бори Скворцова. Акварель. 7,5х6
1961 г.
Экслибрис С.А. линогравюра. 6,4х9
Без даты.
Экслибрис И. Рерберга. Офорт. 8,3х5,5
Экслибрис А.В. Скворцова. Офорт. 6,5х4,8
Экслибрис Н. Иванова. Офорт. 8,7х5,1
Из гравюр А.В. Скворцова. Офорт. 6х4
Экслибрис Л.И. Рабинович. Офорт. 7,5х4,6
Экслибрис П.Е. Корнилова. Офорт. 5,5х4,3
Экслибрис М.М. Левашова. Офорт. 7х5
Экслибрис В.А. Гофмана. Офорт. 7,3х4,8
Экслибрис Н. Степановой. Цв. Линогравюра. 10,5х7
Экслибрис Н. Степановой. Линогравюра. 4,5х7,2
Экслибрис Н. Скворцовой. Линогравюра. 8,6х6,2
Экслибрис Н. Скворцовой. Линогравюра. 7,7х5,3
Экслибрис С.Ф. Бородаева. Ксилография. 7,7х6,6
Экслибрис Сармузтехникума. Ксилография. 6,3х4,7
Экслибрис М. Добровой. Ксилография. 6х4,6
Проект книжного знака. Ксилография. 6,5х5,4
Проект книжного знака. Ксилография. 6,8x5
Проект книжного знака. Ксилография. 5х4,3
Проект книжного знака. Ксилография. 4,6х6
Проект книжного знака. Ксилография. 4,7х4
Проект книжного знака. Ксилография. 6,9х5
Проект книжного знака. Ксилография. 6,5х5
III. РИСУНОК
1924 г.
На концерте. Тушь, перо. 18х20,7
1925 г.
Забор. Карандаш. 21,5х27,7
За самоваром. Карандаш. 21,5х27,7
Собака Джек. Карандаш. 21,5х27,7
1926 г.
Монастырка. Карандаш. 21,6х28
Дворик. Карандаш. 28х21,5
Лодки на берегу. Карандаш. 21,6х28
1920-е годы.
Весна. Стволы. Карандаш. 28х21
Этюд мальчика со спины. Тушь, кисть. 29,8х24,1
1935 г.
Волга. Ремонт судов. Тушь, кисть. 22х20
1930 г.
Бахчисарай. Цв. тушь, кисть. 18,8х17,4
1936 г.
Окраина. Тушь, перо. 21,7х20,2
1930-е годы.
Мальчик в картузе. Карандаш. 30,2х20,5
Большое дерево. Пруд. Карандаш. 20,3х22,2
Старые избы. Тушь, кисть. 21,8х20,2
Бахчисарай. Тушь, гуашь. 18х17,2
1956 г.
Дорога в лесу. Сангина. 13х19,2
Без даты.
Открытое окно. Гуашь, тушь. 22х19,5
IV. ЖИВОПИСЬ
Вечер. К., м. 10,5х15,4
Два дерева. К., м. 19,2х26,2
Голубое небо. К., м. 21,5х28,7
Вечереет. К., м. 9,3х26
На закате. К., м. 21,7х28
Березы. X. на к., м. 30х20,5
Сухое дерево. К., м. 24,5х29,5
Букет. X. м. 46х51,5
Полевые цветы. X. на к., м. 29,5х23,5 (Собрание С.М. Стама, Саратов)
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
ГМИИ – Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
ГРМ – Государственный Русский музей
К. – картон
М. – масло
Х. – холст
Цв. – цветной, цветная.
ВЫСТАВКИ,
на которых экспонировались работы А.В. Скворцова
1. 1925 г. Саратовская областная выставка.
2. 1926 г. Саратовская областная 4-я выставка.
3. 1927 г. Саратовская областная выставка.
4. 1928 г. Выставка картин общества художников «Жар-цвет». Москва.
5. 1928 г. Четвертая выставка картин современных русских художников. Феодосия.
6. 1929 г. Пятая ежегодная выставка Интернационального общества экслибристов. Лос-Анжелес. Америка
7. 1930 г. Шестая ежегодная выставка Интернационального общества экслибристов. Лос-Анжелес. Америка.
8. 1931 г. Седьмая ежегодная выставка Интернационального общества экслибристов. Лос-Анжелес. Америка.
9. 1937 г. Персональная выставка-просмотр в студии им. И. Нивинского.
10. 1946 г. Всесоюзная художественная выставка. Москва.
11. 1947 г. Выставка работ саратовских художников. Саратов.
12. 1947 г. Персональная выставка-просмотр в студии им. И. Нивинского.
13. 1947–1948 гг. Республиканская и Всесоюзная художественные выставки, посвященные 30-летию Советской власти. Москва.
14. 1948 г. Выставка, посвященная 50-летию Саратовского художественного училища. Саратов.
15. 1949 г. Республиканская выставка. Москва.
16. 1951 г. Областная отчетная художественная выставка. Саратов.
17. 1951 г. Республиканская выставка. Москва.
18. 1952 г. Выставка книжной графики саратовских художников. Саратов.
19. 1952 г. Выставка произведений художников РСФСР. Москва.
20. 1952 г. Областная отчетная художественная выставка. Саратов.
21. 1953 г. Межобластная выставка произведений художников Астраханской, Горьковской, Куйбышевской, Саратовской, Сталинградской и Ульяновской областей, Татарской и Чувашской АССР. Сталинград.
22. 1954 г. Выставка произведений художников РСФСР. Москва.
23. 1954 г. Областная художественная выставка. Саратов.
24. 1957 г. Выставка произведений художников РСФСР. Москва.
25. 1957 г. Всесоюзная художественная выставка, посвященная 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции.
26. 1958 г. Международная выставка. Брюссель.
27. 1958 г. Передвижная выставка произведений художников Поволжья. Ярославль.
28. 1958 г. Всесоюзная выставка эстампа. Ленинград.
29. 1958 г. Всесоюзная выставка офорта. Ленинград.
30. 1959 г. Выставка произведений художников-астраханцев и художников, учившихся или работавших в Астрахани, посвященная 400-летию города.
31. 1960 г. Художественная выставка «Советская Россия». Москва.
32. 1963 г. Выставка «Художники Саратова». Саратов.
33. 1966 г. Персональная выставка работ в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Москва.
СПИСОК МУЗЕЕВ,
в которых хранятся работы А.В. СКВОРЦОВА
Москва
Государственная Третьяковская галерея.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Театральный музей имени Бахрушина.
Государственный литературный музей.
Институт мировой литературы имени М. Горького.
Ленинград
Государственный Русский музей.
Всесоюзный музей А.С. Пушкина.
Астраханская картинная галерея имени Б.И. Кустодиева.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева.
Казанский художественный музей.
Горьковский музей «Волгарь».
Орловская областная картинная галерея.
Орловский государственный музей И.С. Тургенева.
Ульяновский областной художественный музей.
Ярославский областной художественный музей.
Государственный Дом-музей Н. Г. Чернышевского, Саратов.
Дом-музей Н. Никитина, Воронеж.
Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского.
Новгородский художественный музей.
Музей «Домик Лермонтова», Пятигорск.
Центральный музей Татарской АССР, Казань.
Вольская картинная галерея.
Примечание. Работы, место хранения которых в каталоге не обозначено, находятся у вдовы художника Н.С. Скворцовой-Степановой.
[1] В Саратов А.В. Скворцов переехал в 1923 году, чтобы поступить в художественный институт, реорганизованный во время его учебы в техникум, который художник закончил в 1924 году по классу живописи.
[2] С.А. Сильванский. Книжные знаки Александра Скворцова. Херсон-Саратов, издание авторов, 1929.