Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации

Константин Частов
«Агит-окно». «Коммунист», 21 сентября 1941 г.

«Агит-окно». «Коммунист», 21 сентября 1941 г.

«Агит-окно»

 

Идея возродить славные традиции «окон Раста» возникла в первые же дни войны. Эта идея увлекла целый ряд молодых саратовских художников и поэтов, и в результате с 3 июля в Саратове стало выходить «агит-окно» отдела пропаганды и агитации горкома ВКП(б). За два месяца вышло 15 номеров.

В организации «агит-окна» активное участие приняли председатель союза художников тов. Рабинович, молодые художинки Заборовский, Елькович, Бобров и поэт Прозоровский. В дальнейшем в коллектив влились художники Можаев, Частов, поэты Юрин, Каранов. В последнее время – поэт Терещенко и поэтесса Пригара.

Вначале «агит-окно» выходило всего лишь в одном экземпляре, который вывешивался в витрине Дома книги. Затем, начиная с 5 номера, «агит-окно» стали размножать в количестве 12 экземпляров и его можно было видеть уже в 34 пунктах города: на людных улицах, на предприятиях, в агитпунктах.

Сейчас в связи с возрастающим спросом на «агит-окно», его тираж увеличивается до 200 экземпляров и размножение будет производиться литографским способом. Раньше только часть номеров «агит-окна» попадала в некоторые сельские районы. Теперь организуется систематическая высылка «агит-окон» во все районы области.

В «агит-окнах» кистью и пером остро, сатирически высмеиваются идейное убожество и моральная дикость фашистских варваров, вскрывается их звериное нутро. Стихи и рисунки призывают к мобилизации всех сил для сокрушительного разгрома жестокого врага.

«Война – это я», – изрек как-то Гитлер. Под таким заголовком на рисунке художника Заборовского изображен чудовищный выродок с тусклым взглядом безумца, фигурой дегенерата и кровавыми лапами убийцы, стоящий по колено в море человеческой крови. Невольно напрашивается вывод, что нельзя быть спокойным, пока это чудовище существует на свете.

На рисунке художника Частова изображено последнее «достижение» прогнившей фашистской «науки», последнее «откровение» смрадной фашистской мысли – «брачный пункт». Рисунок Частова очень убедительно вскрывает это неслыханное глумление над достоинством женщины и человека, над естественным правом человека на любовь и семью, показывает всю глубину идейного разложения и дикости германского фашизма, который даже в отношении собственного народа совершает такую гнусность.

В «агит-окнах» крепко достается обер-вралю Геббельсу. Разоблачение его кухни, в которой стряпается «молниеносная» брехня о небывалых победах германского оружия, одна из излюбленных тем художника Ельковича.

Попадает болтунам, беспечным людям и паникерам. Интересны рисунки художника Заборовского на тему о бдительности и рисунки художника Ельковича, метко бьющие по беспечным в отношении организации местной противовоздушной обороны.

«Агит-окна» пользуются большой популярностью. Около них всегда можно видеть оживленные группы людей. Особенно удачные рисунки и тексты рассматриваются и читаются по нескольку раз. О популярности «агит-окон» свидетельствует возрастающий спрос на них. Очень часто в отдел пропаганды и агитации горкома и в коллектив «агит-окна» заходят люди разных возрастов и разных профессий с предложением своих тем, рисунков и текстов. Некоторые из них, как тт. Юрин и Каранов, привлечены к систематической работе в коллективе «агит-окна».

«Агит-окно» оказывает большое агитационное воздействие и его коллектив делает важное дело, помогая стихом и рисунком сплотить силы нашего народа для разгрома озверелых банд ненавистного врага.

 

В. КОНДРАТЬЕВ – зав. отделом пропаганды и агитации Саратовского горкома ВКП(б)

 

«Коммунист», 21 сентября 1941 г.