Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации

Валентин Юстицкий
Новые материалы к биографии художника В.М. Юстицкого

Новые материалы к биографии художника В.М. Юстицкого

О.Н. Червякова, Т.В. Юстицкая

 

Новые материалы к биографии художника В.М. Юстицкого. На основании документов из архивов Санкт-Петербурга, Гродно и Вильнюса

 

В статье впервые представлены биографические сведения, уточняющие год рождения художника и его обучения в учебных заведениях: Втором Петербургском кадетском корпусе, Ларинской гимназии, Первой Виленской гимназии, а также Виленской рисовальной школе И.П. Трутнева. В статье приводятся сведения о родителях В.М. Юстицкого. их происхождении, дается обоснование дворянского происхождения художника, рассказывается об обстоятельствах жизни семьи Юстицких в 1900-1910-е годы, а также сведения о жизни В.М. Юстицкого до его приезда в Саратов.

В 2013-2016 годах в архивах Санкт-Петербурга, Гродно и Вильнюса нами было выявлено более 30 документов, имеющих отношение к биографии художника В.М. Юстицкого и его близких родственников. Поиски продолжаются. Однако, поскольку обнаруженные документы позволяют обозначить существенные моменты биографии художника, исправить ошибки, закравшиеся по разным причинам, считаем возможным и своевременным обнародование своих находок. Это относится, прежде всего, к уточнению года рождения, получению образования, обстоятельствам жизни художника.

В данном докладе на основе этих новых свидетельств жизни В.М. Юстицкого мы попытались изложить последовательно факты его биографии с рождения и до приезда в Саратов.

 

1. Сведения о родителях художника и обоснование его дворянского происхождения

 

В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (далее – ЦГИА СПб.), в архивном фонде «Петроградская дворянская опека» имеются сведения о заключении брака – «Означенная в сем девица Мария Феофановна Кашина вступила в первый законный брак с поручиком Санкт-Петербургского Гренадерского полка Михаилом Юстицким. Бракосочетание совершено было в церкви Николаевского кадетского корпуса 30 апреля 1893 года» [1]. Таким образом, начиная с даты заключения брака родителями, косвенные документы свидетельствуют, что В.М. Юстицкий родился в 1894 году, а не в 1892-м, как было принято считать. Именно этот год указан в большинстве приведённых документов. Впрочем, по неизвестным причинам, и сам Валентин Михайлович в «Анкете арестованного» от 23 апреля 1937 г. указал год рождения 1892-й [2].

Однако запись в метрической книге церкви Александра Невского при Николаевском кадетском корпусе на 1894 год такова: «...рождён 7 апреля, крещён 21-го Валентин. Родители: слушатель Военно-юридической академии штабс-капитан Санкт-Петербургского Гренадёрского Короля Фридриха Вильгельма III полка Михаил Антонович Юстицкий и законная жена его Мария Феофановна, оба православные и первобрачные. Восприемники: капитан 11 ранга Александр Антонович Юстицкий и вдова поручика Мария Михайловна Юстицкая» [3].

Мать В.М. Юстицкого – Мария – родилась 30 января 1874 года в семье петербургского купца второй гильдии, старообрядца, Феофана Матвеевича Кашина [4] в его втором браке с Домной Евстратьевной («крестьянскою вдовою Московской губ. Богородского уезда Запонорской волости деревни Анциферова») [5]. При переходе в православие в связи с замужеством Мария получила отчество «Фёдоровна» [6]. В документах встречаются оба варианта.

Отец художника – Михаил Антонович Юстицкий – родился 10 ноября 1863 года в Волынской губернии [7]. Некоторое время семья жила в Воронеже, где служил отец, поручик Юстицкий Антон Иосифович [8]. В семидесятых годах XIX века, после его ухода в отставку, семья перебралась в Санкт-Петербург. В 1878 году они проживали на Конногвардейской улице, дом 51, кв. 13 [9]. Около 1880 года Антон Иосифович умер. Вдова, Мария Михайловна Юстицкая, с 1882 года проживавшая на ул. Большая Садовая, д. 125, кв. 40, с помощью «сумм инвалидного капитала» поднимала детей: дочери Надежда и Варвара («тётя Варя» из писем В.М.) [10] учились в Смольном институте, Александр стал капитаном II ранга, Алексей – инженером.

Старший сын Михаил, будущий отец художника, получил самое основательное образование. С 1875 по 1882 гг. учился в Михайловском Воронежском кадетском корпусе; в августе 1885 года по первому разряду закончил Первое военное Павловское училище с присвоением звания подпоручика и был направлен в 20-й стрелковый батальон Виленского военного округа. В апреле 1886 года переведён в Санкт-Петербургский Лейб-гвардейский полк. В 1891 году был зачислен сверхштатным слушателем в Военно-юридическую академию, которую закончил в 1894 году по второму разряду и получил квалификацию юриста [11].

В архивном фонде «Петроградская дворянская опека» (ЦГИА СПб.) имеется копия документа – «Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Временнаго Присутствия Герольдии Волынскому Дворянскому Депутатскому Собранию», на основании которого вынесено решение утвердить «Определения Волынскаго Дворянскаго Собрания 1802, марта 31, 1832, декабря 3, и 1845 годов мая 7 чисел о внесении вышепрописанных лиц рода Юстыцких в шестую часть Дворянской родословной книги». Документ подтверждает древность рода – «Предок рода сего Николай Юстыцкий в 1660 году по привилегии Короля Польши Яна Казимира был пожалован Лидским скарбником». Далее с 1668 года есть сведения о владении семьёй недвижимостью – деревнями с крестьянами [12]. Документ был выдан по просьбе поручика Антона Иосифовича Юстицкого. Таким образом, дворянское происхождение деда Валентина Михайловича, а, следовательно, и его самого, заверено документом.

 

2. Обстоятельства жизни семьи и учёба В.М. Юстицкого в общеобразовательных учебных заведениях

 

После заключения брака молодые супруги жили в Санкт-Петербурге. В апреле 1894 года родился первенец, в декабре на средства Марии Феофановны был куплен дом на Заротной ул., 15 (ныне 15-я Красноармейская ул.) в Петербурге 13. Пока в доме проводились ремонтные работы, после рождения первенца семья жила в доме матери Марии Феофановны, Офицерская ул., 30. С 1896 по 1898 гг. – в своём доме на Заротной улице, некоторое время с ними жила мать Михаила Антоновича. С 1898 года семья проживала по адресу ул. Николаевская, 59. В 1899-м Михаил Антонович ушёл в отставку. К этому времени он был капитаном, помощником присяжного поверенного, владельцем имения в Гродненской губернии, покупкой которого занимался с конца 1897 года [14].

В издании «Вся Россия» [15] Юстицкий М.А. записан как землевладелец 1474 десятин, двух фруктовых садов и водяной мельницы [16] в поместье Явор-Своротовщизна Слонимского уезда Гродненской губернии. В 1902 году начал работать его Яворский № 33 винокуренный завод (9 рабочих). Кроме того, в разные годы семья недолго владела и другими имениями – Колысковщизна Волковыского уезда Гродненской губернии и Нивище Новогрудского уезда Минской губернии [17]. Похоже, что с 1899 года по 1902 год семья с детьми жила в имении, и в последующие годы летние месяцы тоже проводили с отцом в Гродненской губернии. В «Гродненских епархиальных ведомостях» в разные годы напечатаны сведения о благотворительности семьи Юстицких М.А. и М.Ф. [18].

Будущий художник в Гродненской губернии видел всё, чего не видит ребёнок в большом городе – бескрайние поля и луга, цветущие и плодоносящие сады, стада пасущегося скота и безудержно несущихся коней... Здесь его спутниками были огромные деревья старых парков и сельских погостов, с неустанным движением и тенями их ветвей. Мужики и господа на его рисунках, такие «дореволюционные», наверное, тоже из детских впечатлений... Не к этим ли воспоминаниям относятся фразы из письма от 29 мая 1939 г.: «...небольшое количество виданного и пережитого выпукло осталось в памяти. Детство и юность с её массой мелочей, толкотни и безрассудства ярко и светло в памяти... я живо вспомнил то ощущение, которое я испытывал в детстве, когда просто воспринимаешь весну и когда в душу вливается та необъяснимая прелесть жизни, радость бытия...» [19].

С 1902 года, видимо, в ожидании рождения четвёртого ребёнка, Мария Феофановна вернулась в столицу. Вместе с сестрой мужа Надеждой и детьми проживали по адресу Измайловский проспект, 11 рота, 7. В семье было пятеро детей: Валентин – 1894 г.р., Мария – 1896 г.р., Борис – 1897 г.р. В 1903-м родилась дочь Нина [20], а позже ещё одна дочь – Варвара [21].

Вопрос учёбы художника в военных и художественных учебных заведениях в его официальной биографии освещается без ссылок и разъяснений. Звание отца – подполковник – не давало В.М. Юстицкому права поступить в элитный Пажеский корпус, где он, якобы, учился. Согласно правилам о порядке зачисления в Пажеский корпус право на поступление имели только дети и внуки лиц первых трех классов служилых людей России (не ниже генерал-лейтенанта и тайного советника), зачисление проводилось по высочайшему повелению. Как потомка нескольких поколений военных, его по традиции определили в кадетский корпус. В алфавитных списках учащихся Второго Петербургского кадетского корпуса на 1904/1905 и 1905/1906 учебный год записан Юстицкий Валентин, сын отставного подполковника, потомственный дворянин, родившийся 7 апреля 1894 г., поступивший в корпус в 1904 году, то есть десяти лет от роду [22]. В журнале на 1906/1907 учебный год фамилия В. Юстицкого вычеркнута и есть запись «уволен 1907» [23].

После «увольнения» из кадетского корпуса на следующий учебный год Валентина определили в гимназию, о чём в архивном фонде Петроградской Ларинской (четвертой) гимназии, в деле «Алфавит учеников с 1895 г.», есть лаконичные сведения – Юстицкий Валентин, род. 7 апреля 1894 г., православного вероисповедания, поступил по экзамену во второй класс 21 августа 1907 г., полупансионером [24].

Гимназия находилась на 15-й линии Васильевского острова – путь неблизкий с улицы Лахтинской, 32, где Мария Феофановна проживала с детьми. Однако в Ларинской гимназии работал муж тёти Нади Ипполит Ипполитович Перещако преподавал математику, был председателем педсовета. Семья жила при гимназии. С этой семьёй, как, впрочем, и с другими родственниками мужа, Марию Феофановну связывали тёплые отношения. Возможно, любовь к музыке у будущего художника зародилась в доме Перещако – они были членами Общества любителей-исполнителей камерной музыки, постоянными участниками мероприятий Императорского Русского музыкального общества. Сестра хозяина, Анна, закончила Санкт-Петербургскую консерваторию. В музыкальной жизни семьи принимала участие и племянница Надежды, Мира Юстицкая (в будущем – оперная певица Марианна Гонич, крёстная мать их сына Владимира, ставшего солистом, виолончелистом оркестра Большого театра в Варшаве).

«У вас консерватории, ходи слушать серьёзную музыку», – в письме из лагеря от 26 июня 1938 года напутствовал В.М. Юстицкий дочь Татьяну, понимая, что интерес и любовь к музыке зарождаются в детстве и в юности [25].

В Ларинской гимназии Валентин учился один год. В документах отмечено, что он «выбыл в Первую Виленскую гимназию 14 мая 1908 г. из 3 класса» [26]. Конкретная причина и обстоятельства переезда в Вильно [27] Марии Феофановны с детьми неизвестны. Если учесть, что по Варшавской линии Северо-Западной железной дороги расстояние от Санкт-Петербурга до Гродно составляло 806 вёрст, а от Вильно до Гродно только 150, экономия финансов и времени становятся очевидными, не говоря уже о сложностях путешествия с детьми. Кроме того, в столице Марию Феофановну уже ничего не удерживало – отец и мать умерли, с другими родственниками близких отношений не было. Материальное положение семьи было нестабильным – дела в гродненских имениях шли не лучшим образом. Два имения пришлось продать, поместье Явор-Своротовщизна по частям сдавали в аренду.

В Вильне Мария Феофановна с детьми поселилась в доме № 20 на Александровском бульваре [28] (ныне ул. Альгирдо, 20). Благодаря тому, что сохранилась ипотечная книга недвижимости с планом [29], удалось установить, что дом существует до сих пор. Владельцем дома был князь Ксаверий Ксаверьевич Масальский, который с семьёй занимал второй этаж. Юстицкие снимали квартиру № 2 на первом этаже. Князь К.К. Масальский был соседом Юстицких в Гродненской губернии. Не исключено, что общались они и в Санкт-Петербурге, где князь тоже владел доходным домом и откуда в году 1903-м перебрался в Вильно [30].

Путь с Александровского бульвара до гимназии был очень живописен. С высоко расположенного района, называемого Новым городом, открывалась широкая панорама колоколен и башен костёлов и церквей, старых черепичных крыш. Улицы, спускаясь вниз, постепенно сужались, приводя пешехода в центр Старого города – к бывшему университету, упразднённому после Польского восстания 1830-1831 гг. Не в Вильне ли Валентин Михайлович впервые увидел здания в готическом стиле, стиле, который нашёл отклик в его душе. В письме от 3 января 1939 г. он пишет, что зимний лес напомнил ему готику, «строгость, какая бывает в готике и которая мне близка по своей концепции» [31].

Виленская Первая Александра I гимназия считалась престижной. Она занимала одно из многочисленных старинных зданий бывшего университета. В архивном фонде гимназии имеется список учащихся на 1908/1909 уч. г., в котором во 2-м отделении 3-го класса записан Юстицкий Валентин. Всего в классе – 46 учащихся [32]. В последующие годы В. Юстицкого среди гимназистов его класса нет.

В книге записи учениц, поступивших в Виленскую женскую гимназию ведомства императрицы Марии, имеется запись № 289 от 12 августа 1912 г.: «Юстицкая Нина, дочь полковника, православная, родилась 1903 январь 13, метр. свид. 18270, принята в приготовительный класс». Далее Юстицкая Нина записана уже как учащаяся приготовительного класса [33]. Остальные дети Юстицких по каким-то причинам могли учиться в других учебных заведениях города.

 

3. Виленская рисовальная школа И.П. Трутнева, художественная жизнь Вильны начала XX века

 

В общепринятой биографии Валентина Михайловича записано, что он учился в Виленской Рисовальной школе И.П. Трутнева. Документы этой школы не представлены в Литовском государственном историческом архиве (ЛГИА). Литовские и белорусские учёные в своих исследованиях указывают, что архив Рисовальной школы в 1915 году был вывезен в Россию (среди городов называются Самара, и, даже Саратов), но следы его на данный момент отыскать не удалось.

Вследствие отсутствия документов подтвердить или опровергнуть факт учёбы В.М. Юстицкого в школе Трутнева не представляется возможным. По нашим предположениям В.М. Юстицкий занимался в Рисовальной школе три учебных года: 1909/1910, 1910/1911 и 1911/1912-й.

Рисовальная школа, основанная И.П. Трутневым, располагалась в одном из бывших зданий университета, рядом с гимназиями. Это было одно из немногих учебных заведений, где сословные, национальные, религиозные различия значения не имели. Ограничивался только возраст поступающих – с 12 лет. Наиболее исчерпывающую и конкретную информацию о Виленской Рисовальной школе находим в издании 1908 г. по поводу 50-летия художественной деятельности И.П. Трутнева. Поскольку это практически единственный источник, на который в своих исследованиях опираются литовские учёные, приведём некоторые выдержки из упомянутого издания.

«В настоящее время виленская рисовальная школа состоит из двух отделений: мужского и женскаго, причём женские уроки распределены отдельно от мужских. Лица, желающия поступить в школу, должны подать о том прошение на имя заведующаго. Поступающие должны иметь свидетельство об окончании курса низшей школы и, кроме того, они подвергаются испытанию в рисовании».

«Обучение в школе безплатное и необходимыя рисовальныя принадлежности учеников должны быть свои. Только ученики, получившие высшие баллы за свои рисунки, получают право пользования казенным холстом, углями, бумагой, красками и пр.». «Школа разделяется на 4 курса или отделения. В 1-м отделении рисуются геометрическая тела, орнаменты, маски; во 2-м производятся рисунки гипсовых голов, слепки и кисточки; в 3-м рисунки гипсовых фигур и, наконец, в 4-м – человеческих голов и фигур с натуры, и преподается живопись с мертвой и живой натуры».

«Рисунки, исполненные учениками, сдаются заведующему для оценки их баллом, причем лучшие из них ежемесячно выставляются для обозрения в особую витрину в классе. Перевод учеников из одного отделения в другое определяется баллами, каких удостоены их рисунки. Ученики же, не оказавшие успеха в течение двухлетняго пребывания в одном отделении, исключаются из школы».

«Оканчивающие курс рисовальной школы должны выдержать испытание в перспективе линейной и теневой и в пластической анатомии, причём должны представить альбомы рисунков и чертежей по этим предметам» [34].

В учебном процессе Рисовальной школы долгие годы, что естественно, господствовал академизм. Однако, получив начальную подготовку в школе, художники (живописцы, графики, скульпторы, мастера художественной фотографии) работали в разных стилях. Молодые коллеги И.П. Трутнева, художники Иван Рыбаков, Сергей Южанин, Николай Сергеев-Коробов и другие знакомили учащихся с современными направлениями искусства – импрессионизмом, традициями восточной живописи и т.д.

В 1908-1915 годах Виленское художественное общество, в деятельности которого художники-преподаватели Рисовальной школы, принимали активное участие, ежегодно устраивало выставки не только местных мастеров, но и гостей из Варшавы, Москвы, Петербурга, Парижа, Мюнхена. Вильнюс познакомился с новыми в то время течениями в искусстве – в 1909-1910 гг. прошла, например, выставка петербургских авангардистов «Треугольник – импрессионисты», на которой можно было увидеть работы Николая Кульбина, братьев Давида и Николая Бурлюков и других. В 1914-1915 гг. была организована выставка живописи работавших в Германии экспрессионистов, виленчанки Марианны Веревкиной и Алексея Явленского.

На выставках, ежегодно проводимых Литовским художественным обществом, интересующаяся публика имела возможность увидеть живопись Микалоюса Чюрлёниса. Валентин Михайлович с его творчеством мог познакомиться, начиная с третьей выставки 1909 г., где экспонировалась 31 работа художника. В 1910 и 1911 годах состоялись следующие выставки, на которых были представлены десятки его картин. После смерти М.К. Чюрлёниса в марте 1911 года, в Вильне было выставлено около 300 картин, а с 1913 – создана постоянная экспозиция произведений этого самобытного художника. Литератор, антропософ, свидетель творческого пути М.К. Чюрлёниса, Б.А. Леман в 1916 году написал о нём небольшую статью, мысли которой удивительным образом перекликаются с позднейшими рассуждениями В.М. Юстицкого о связи музыки и живописи: «Он показал нам в своих произведениях возможность музыкального восприятия окружающего, как ритмически красочных образов, гармонизированных в последовательной смене темпов, неизменно разрешаемых в родственную тональность, обусловливаемую основным настроением.

Чтобы принять ценность его творчества, нам нужно принять эту точку зрения на окружающий мир как на музыкальное произведение, где всё движется единым общим импульсом жизни и где из самого этого движения создаются формы бытия, подчинённые единому, основному закону гармонии творческого Принципа» [35].

Другой современник, поэт-символист, философ Вячеслав Иванов написал отдельную статью о проблеме синтеза искусств у Чюрлёниса, которая тоже перекликается с мыслями В.М. Юстицкого: «Кинетическая природа музыки раскрывается нам во времени и заставляет нас забыть о пространстве. Так противоположны одна другой обе сестры: Живопись, знающая одно пространство, и Музыка, дружная с одними только временем... Впечатление зрительное является для него (Чюрлёниса) эквивалентом музыкальной темы и развивается им по аналогии её развития» [36].

Письма Валентина Михайловича раскрывают его особую восприимчивость к музыке. Он писал из тюрьмы 8 марта 1939 года: «...я видел поразительные сны. Это была несмолкаемая музыка... Цвет был как бы иллюстрацией музыки. Вибрация цвета была поразительна, тонкая, еле уловимая, а при музыкальных подъёмах всё преображалось в какие-то ясные тона, почти торжественные, и только извилистые чёрные линии шли все время как некий лейтмотив. Это какая-то музыкальная, беспредметная живопись... Но особенно интересно это сочетание цвета с музыкой. Нет сомнения, что будет когда-нибудь такое искусство. Такого цельного впечатления я никогда нигде не получал. Значит, где-то в извилинах мозга имеются зародыши соединения этих двух искусств в новый организм» [37].

Таким образом, очевидно, что именно Вильна и её художественная жизнь дали толчок к развитию интересов В.М. Юстицкого в области искусства, определили его стремление к новаторским формам работы.

Из Вильны ученики Рисовальной школы совершенствовать профессиональное мастерство уезжали в Санкт-Петербург, в Париж, в города Германии. Среди них, согласно официальной биографии, был и В.М. Юстицкий. Учёба в Вильне ставших впоследствии известными на Западе художников – М. Кикоина, П. Кременя, X. Сутина – продолжалась 2-3 года. Двое первых уехали в Париж в 1912 году, X. Сутин – в 1913-м. Было им по 19-20 лет [38]. Сведений о пребывании В.М. Юстицкого в Париже в вильнюсских источниках не сохранилось, но сопоставляя косвенную информацию (записи в домовой книге) можно предположить, что он провел там один учебный год накануне Первой Мировой войны (1912/1913).

23 октября 1912 года в Вильне от крупозного воспаления легких умер отец В.М. Юстицкого [39]. Дело о наследстве затянулось. Уведомление судебного пристава Гродненского окружного суда о продаже с публичных торгов имения Явор-Своротовщизна с фольварком Воля Слонимского уезда Гродненской губернии умершего дворянина Михаила Антоновича Юстицкого датировано 14 марта 1914 года [40].

 

4. В.М. Юстицкий в 1914-1918 годах

 

Сведения о жизни и творчестве Валентина Михайловича после возвращения из Парижа очень фрагментарны. Он вернулся в Вильну, где жила его мать с остальными детьми. У семьи Юстицких в Вильне были друзья. Из нам известных – братья Кончевские – казначей Православной консистории Игнатий Игнатьевич и надворный советник Владимир Игнатьевич, также его свояк – губернский казначей Пётр Апполонович Кушков. Дочь последнего, Анна, красавица и жизнерадостная кокетка, была ровесницей Валентина, они были влюблены друг в друга. Чтобы «не потеряться» во время войны, настояли на свадьбе.

Вскоре после венчания молодые уехали в Петроград, устроились на Васильевском острове, поблизости от родственников. Об этом остался след и в адрес-календаре Памятной книжки Петрограда на 1916 год, где записан «Юстицкий Валент. Мих. дв. – ВО. 9 л., 48» (Васильевский Остров, 9-я Линия, 48 – О.Ч.) Там же, в Петрограде, жила и сестра В.М. Юстицкого Мария, возможно под опекой дяди Александра Антоновича, капитана 2-го ранга, и его семьи, с которыми, предположительно в 1917 году, уехала в Париж.

В начале 1916 года Юстицкий с семьей уехал в Москву. В марте 1916 года, в помещении магазина на Петровке 17, состоялась организованная В. Татлиным и А. Родченко московская футуристическая выставка «Магазин», где экспонировались конструктивистские объекты. Московский исследователь авангарда Андрей Сарабьянов считает: «Юстицкий как раз впервые выставился у Татлина на выставке «Магазин». У Юстицкого есть несколько картин, подобных которым нет в нашем искусстве того времени. Это такая мощь! Вещи на этой выставке – работы 1916 года, несколько графических серий, сделанных в Москве под влиянием Татлина» [41]. В семье Юстицких в Вильнюсе сохранились документы этого периода – оригинал справки «Частного родовспомогательного заведения В. Василевского» в Москве от 19 мая 1916 года: «Жена потомственного дворянина Валентина Михайловича Юстицкого Анна Петровна в ночь на 19 сего мая в означенном заведении родила дочь» и «Выпись из метрической книги» от 10 июня 1916 года о том, что «потомственный дворянин Валентин Михайлович Юстицкий и законная жена его Анна Петровна» крестили дочь Нину в Московской Николаевской что в Хамовниках церкви. Жизнь молодой семьи складывалась непросто: «Когда продавались картины, открывались выставки, несмотря на тяжелое время, пир шел горой, дом был полон друзей. Но чаще даже на еду ребёнку не было средств», вспоминала Анна Петровна [42]. 1917-й год провели в Костроме, где в это время жили родители и старший брат Анны, а Валентин Михайлович активно участвовал в общественной и культурной жизни города. Работал в совете только что организованного Костромского художественного общества, в комиссии по созданию плакатов «Займа свободы», участвовал в выставках Общества северных художников, в развлекательных «Вечерах контрастов». В предреволюционные годы в Костроме в доме Тидена снимал квартиру общественный деятель и публицист Орест Дмитриевич Дурново. У него в 1916-1917 годах устраивались знаменитые «художественные пятницы», собиравшие цвет костромской интеллигенции. Душою их был талантливый художник Валентин Михайлович Юстицкий. В местной газете можно было прочесть анонс: «Сольные выступления. Небывалая программа. Новотаризм поэтеририк. Выявляет Валентин Юстицкий» [43].

В 1918 году родители Анны Петровны умерли от тифа, её брат Дмитрий уехал домой, в Вильно. В.М. Юстицкий по направлению А. Луначарского должен был ехать в Саратов, где ему обещали очень хорошие условия жизни, работы, он звал жену с собой. Анна Петровна не решилась довериться мужу и поехать с ним не согласилась, она с дочерью тоже уехала из России на родину. С бывшим мужем отношений поддерживать не пыталась – контакты с Советской Россией в Польше были почти преступлением, выдавала себя за вдову. Дочери, внуку рассказывала об отце и деде – художнике Валентине Юстицком, хотя до публикации 1985 году в «Литературной газете» [44] никаких новых известий о нём не было.

В возникшей после публикации переписке с А.Т. Симоновой, главным хранителем СГХМ имени А.Н. Радищева, Нина Валентиновна Юстицкая в одном из писем писала: «Из рассказов матери знаю, что в Москве каждое воскресение были в Третьяковской галерее и не одни, а часто и с друзьями и что уже тогда на выставке в Третьяковской галерее были картины Юстицкого. Знаю, что любил петь и имел приятный голос. Любил общество и умел приготовить замечательные соусы...» [45].

Анна Петровна по возвращении в Вильно работала телефонисткой на телеграфе, вместе с Ниной жила в семье своей тёти Софии Кончевской, после её смерти унаследовала дом, в нём и сейчас живут Юстицкие. Второй раз вышла замуж спустя много лет, за местного художника, Александра Ивановича Циунелиса, который в своё время учился в Париже, знал немецкий и французский языки. Он был репрессирован, попал в лагеря, в Иркутскую область, вернулся в 1955 году. Супруги даже умерли в один год, в 1968-м.

Судьба Нины Валентиновны (1916-2005) не менее удивительна. Летом 1935 года, у своих родственников, она познакомилась с лектором Кёнигсбергского университета, приехавшим в Вильно учить польский язык, что было необходимо для работы над диссертацией. Нина взялась его обучать. В декабре 1935 года он приехал снова, чтобы попросить её руки. В марте 1936-го они обвенчались в Виленском храме евангеликов-лютеран и уехали в Кёнигсберг. В октябре 1940 года, когда родился сын, уже шла война. Мужа забрали в армию. В 1945 году Нина пешком направилась домой. Восстановила себе паспорт, выправила свидетельство о рождении сына, записав его на свою девичью фамилию, изменила дату рождения, имя записала по отцу – Виктор. Отец Виктора – профессор Виктор Фалькенган (1903-1987), в надежде когда-нибудь увидеть жену и сына, не уехал на Запад, много лет работал заведующим кафедрой балтистики и славистики в Берлинском университете имени Гумбольдтов (ГДР). С 1966 года и до смерти регулярно общался со своей первой семьёй.

Виктор Викторович Юстицкий – профессор, доктор юридических наук, преподает в вузах, занимается наукой, автор ряда книг. Тамара Владимировна Юстицкая, жена Виктора – филолог, журналист, архивист.

Творчество художника и его жизнь всегда взаимосвязаны. В фактах и обстоятельствах жизни творца нередко обнаруживается ключ к новому, более глубокому и верному пониманию его творчества, раскрываются новые связи и возможные влияния. Именно поэтому продолжаем поиски новых фактов, подробностей биографии художника В.М. Юстицкого.

Авторы выражают огромную благодарность за помощь в работе директору Белорусского архива-музея литературы и искусства Анне Вячеславовне Запартыко.

 _________________________

1 Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (далее – ЦГИА СПб.) Ф. 268. Оп. 1.Д. 13292. Л. 2 об.

2 Валентин Юстицкий. Дело художника / Автор-сост. Боровская М.И. Саратов, 2014.

5 ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 127. Д. 321. Л. 837.

4 В Санкт-Петербурге на Громовском старообрядческом кладбище сохранились могилы с надгробными памятниками Кашину Феофану Матвеевичу, умершему 3 марта 1884 года, 66 лет [от роду] и Кашиной Доминике Евстратьевне. [Электронный ресурс] URL: http://www. gromovskoe.ru/nekropol/view/item/id/221 /catid/З; http://www.gromovskoe.ru/nekropol/view/item/ id/220/catid/3 (дата обращения: 08.08.2016).

5 ЦГИА СПб. Ф. 268. Оп. 1. Д. 13292. Л. 2.

6 Там же. Л. 2 об.

7 Российский государственный военно-исторический архив (далее – РГВИА). Ф. 400. Оп. 17. Д. 11425. Ч. 1. Л. 210.

8 ЦГИА СПб. Ф. 268. On. 1. Д. 13292. Л. 5.

9 Петербургские адреса взяты из адрес-календарей и «Памятных книжек» соответствующих лет.

10 Художник Валентин Юстицкий / Автор-сост. Симонова А.Т. Саратов, 2009. С. 36.

11 РГВИА. Ф. 400. Оп. 17. Д. 11425. Ч. 1. Л. 215 об.

12 ЦГИА СПб. Ф. 268. Оп. 1. Д. 13292. Л. 3-5.

13 ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 77. Д. 796. Л. 2-2 об.

14 Национальный исторический архив Беларуси в Гродно (далее – НИАБ, Гродно). Ф. 1. On. 18. Д. 444. л. 452.

15 Вся Россия: Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации: Торгово-промышленный календарь Российской империи. СПб.: А.С. Суворин, 1895-1902. Т. 2. 1899. С. 1276. [Электронный ресурс] URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01005452509#?page=l (дата обращения: 22.07.2016).

16 Водяная мельница была построена в 1902 году, здание сохранилось до настоящего времени и является историческим объектом.

17 НИАБ, Гродно. Ф. 1.Оп. 18. Д. 983. Л. 233, 234-236, об.; Д. 991, Л. 53, 56, 63-64 об.

18 Гродненские епархиальные ведомости. 1904. 4 июля. № 27; [Электронный ресурс] URL: http://leb.nlr.ru/fullpage/369951; 1909. 18 янв. [Электронный ресурс] URL: http://leb.nlr.ru/ fullpage/370129/ (дата обращения: 02.08.2016).

19 Художник Валентин Юстицкий. Указ. соч. С. 49.

20 Литовский государственный исторический архив (далее – ЛГИА). Ф. 724. Оп. 1. Д. 287.

21 См.: СГХМ имени А.Н. Радищева. Отдел хранения архивных материалов. Ф. 6. Юстицкий В.М.Оп. 2. Ед. хр. 7. Л. 18.

22 РГВИА. Ф. 725. Оп. 53. Д. 3909. Л. 421, 502 об, 503; Д. 3910. Л. 42, 117 об., 118.

23 РГВИА. Ф. 725. Оп. 53. Д. 3911. Л. 45, 118 об., 119.

24 ЦГИА СПб. Ф. 276. Оп. 2. Д. 888. Л. 243 об.

25 Художник Валентин Юстицкий. Указ. соч. С. 42.

26 ЦГИА СПб. Ф. 276. Оп. 2. Д. 888. Л. 243 об.

27 Вильнюс – столица и крупнейший город Литвы. До 1918 – Вильна, в 1919-1939 – Вильно.

28 ЛГИА. Ф. 574. Оп. 1. Д. 2069. Л. 9.

29 Литовский Центральный государственный архив (далее – ЛЦГА). Ф. 130. On. 1. Д. 9883. Приложение.

30 ЛЦГА. Ф. 64. Оп. 6. Д. 7817, 7818.

31 Художник Валентин Юстицкий. Указ. соч. С. 46.

32 ЛГИА. Ф. 574. Оп. 1. Д. 2068. Л. 17 об.

33 ЛГИА. Ф. 724. Оп. 1. Д. 287, № 289; Д. 277. Л. 29.

34 Миловидов А.И. Академик художник Иван Петрович Трутнев: Издание по поводу 50-летия художественной деятельности И.П. Трутнева, насадителя русского искусства в Северо-Западном крае. Вильна, 1908.

35 Леман Б.А. Чурлянис. Издание Н.И. Бутковской, Петроград, 1916.

36 Иванов В.И. Чюрлёнис и проблема синтеза искусств: в сб.: Борозды и межи. Опыты эстетические и критические. Москва, 1916.

37 Художник Валентин Юстицкий. Указ. соч. С. 47-48.

38 Снастный В. Художники Парижской школы из Беларуси. Минск, 2012.

39 М.А. Юстицкий был похоронен на Евфросиньевском кладбище в Вильне. Могила не сохранилась.

40 НИАБ, Гродно. Ф. 30. On. 1. Д. 472. Л. 33.

41 Коммерсантъ Власть. Журнал. 18 апреля 2016. № 15. С. 44.

42 Воспоминания хранятся в семье Юстицких, Вильнюс.

43 Объявление // Поволжский вестник (Кострома). 1917. 28 февраля.

44 Вознесенский А. Экология культуры // Литературная газета. 1985. 9 января.

45 Черновики писем хранятся в семье Юстицких, Вильнюс.

  

Червякова О.Н., Юстицкая Т.В. Новые материалы к биографии художника В.М. Юстицкого на основании документов из архивов Санкт-Петербурга, Гродно и Вильнюса // Открываем коллекции. XV Боголюбовские чтения. Материалы Всероссийской научной конференции. — Саратов, 2017. C. 196–206.