Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации

Иван Щеглов
Иван Никитич Щеглов (1882-1962) [сост. каталога и авт. вступит. ст. - Л. В. Пашкова]. - Саратов, 1984

Иван Никитич Щеглов (1882-1962) [сост. каталога и авт. вступит. ст. - Л. В. Пашкова]. - Саратов, 1984



Министерство культуры РСФСР

Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева

 

ИВАН НИКИТИЧ ЩЕГЛОВ

(1882–1962)

 

Живопись, рисунок

 

КАТАЛОГ

 

Саратов

1984

 

Время порой безжалостно к одним художникам, бесследно стирая из памяти их некогда блиставшие имена, и благосклонно к другим, значение творчества которых со временем не только не уменьшается, но, наоборот, возрастает. К последним принадлежит талантливый саратовский живописец и рисовальщик Иван Никитич Щеглов. Его имя никогда не относилось к числу громких имен, однако прошедшая за год до смерти художника персональная выставка показала значение Щеглова – живописца и педагога – для дальнейшего развития традиций саратовской пейзажной живописи. Прошло немногим более двух десятилетий, и новая выставка, организованная Саратовским государственным художественным музеем им. А. Н. Радищева к 100-летию со дня рождения И. Н. Щеглова, свидетельствует о том, что интерес к его творчеству не ослабевает, его искусство выдержало трудное испытание временем.

В Саратове Щеглов жил с 1890 года. С этим городом связана его молодость, годы учебы, пора творческой зрелости. Щеглов получил серьезное художественное образование. Первоначально – в Боголюбовском рисовальном училище, где преподавали в то время В.В. Коновалов, Ф.М. Корнеев, П.Н. Боев. В 1918 году взамен упраздненного училища были созданы Свободные художественные мастерские, вскоре преобразованные в институт, где и продолжил свое образование Щеглов. Учебные программы мастерской А.И. Савинова, у которого он занимался, предусматривали строгое изучение натуры, перспективы, анатомии. Очевидно, именно в эти годы сложился в основных чертах тот реалистический творческий метод, которому следовал художник на протяжении всей своей жизни.

Впервые произведения Щеглова, тогда еще ученика Боголюбовского рисовального училища, экспонировались на выставке 1906 года в Саратове. Это были, главным образом, этюды. «Зимний пейзаж с лошадью» свидетельствует о том, что уже в эти годы молодой живописец придавал особое значение натурной работе для совершенствования профессионального мастерства, для изучения и понимания природы. Серенький зимний день, деревенская изба, запряженная в сани лошадка – самый, казалось бы, обыденный и невзрачный мотив окрашивается свойственной художнику любовью к природе, к миру, удивлением перед его красочным многообразием.

Культурная жизнь Саратова в трудные послереволюционные годы была достаточно интенсивной: устраивалось множество разнообразных выставок, были организованы мастерские Пролеткульта, рабочие изостудии, создан филиал АХРР. Не в стороне от этой жизни и Щеглов: он участвует на выставках в Саратове и Москве, преподает в школах и вузах города, а с 1928 года – в художественном училище. Он пишет в эти годы небольшие картины-этюды, в основе которых лежат живые натурные наблюдения. Примером такого рода пейзажно-жанровых работ являются этюды «Крестьянский дворик» и «Лошадка» из собрания музея им. А.Н. Радищева. Художника привлекают уютные старые дворики, в которых размеренная повседневная жизнь человека неразрывно связана с окружающей его природой. Казалось бы, ушли в прошлое эти избы, крытые соломой, лошадки... Но обаяние пейзажа сохранено живописцем, который не «копирует», не «списывает» природу, а верно найденными цветовыми отношениями претворяет ее в правдивый и гармоничный художественный образ. Фрагментарность композиции словно подчеркивает непреднамеренность взгляда художника, но она же и некоторая повествовательность сюжета еще свидетельствует об определенной зависимости автора от конкретного мотива. Щеглов постепенно освобождается от нее. В его работах конца 30-х годов – «Вечер. Волга», «Утро. Огород», «После дождя» – стремление выявить главное в пейзаже, отсутствие случайных подробностей сочетается с умением художника глубоко осмысливать и эмоционально переживать увиденное.

Сильные стороны дарования И. Н. Щеглова к этому времени наиболее ярко выразились именно в его пейзажных работах. Однако он обращается и к индустриальной теме. Дважды – в 1930 и в 1961 гг. – он пишет «Кузнечный цех». Три десятилетия разделяют эти картины. Колористическое решение последней большой работы Щеглова («Кузнечный цех», 1961 г.) более сложно. Но для обеих картин характерно одно: стремление автора в тематической работе избежать повествовательности, воссоздав живописными средствами – несколько сумрачным, глуховатым цветом – особую рабочую атмосферу кузнечного цеха.

Активная творческая, выставочная и педагогическая деятельность И. Н. Щеглова продолжалась и в годы войны. В 1945 году 63-летний художник был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне в 1941 1945 гг.». Новое увлечение живописца – на этот раз – проблемой передачи пространства, световоздушной среды придаст творческим исканиям Щеглова иное направление. Наиболее значительные произведения 40-х годов городские пейзажи «Казанский взвоз», «Мирный переулок», «Выходной день на Волге». Приподнятое, оптимистическое настроение послевоенного времени особенно ощутимо в картине «Выходной день на Волге» (1949 г.). В этой работе Щеглов передаст то особое состояние летней волжской природы, когда все пред, меты, строения, фигурки людей словно растворяются в мареве жаркого солнечного дня. Воздух чуть размывает очертания предметов. Точка зрения, взятая немного сверху, позволила художнику дать широкую панораму Волги, старой набережной. Пространство передано, прежде всего, цветом и воспринимается динамичным, насыщенным, протяженным. Своеобразие колористического дара художника заключается в том, что, даже работая над пейзажем с натуры, он всегда ясно представлял себе целостное цветовое решение картины.

Светлое, взволнованное восприятие окружающего мира ощутимо и в натюрмортах тех лет. Натюрморт «Яблоки» привлекает своей искренностью, неяркой, но изысканной цветовой гаммой. Художник показывает самостоятельное существование мира вещей, окружающих человека. Осенний сухой букет в вазе, яблоки – эти простые привычные вещи воспринимаются как необыкновенные, одухотворенные.

Работа над натурным этюдом как самостоятельной формой живописного произведения, продолжавшаяся в течение всей жизни, для Щеглова – путь, ведущий к усилению образной выразительности в «чистом пейзаже». И этот путь закономерно приводит художника в конце 1950 – начале 1960-х годов к созданию работ, знаменующих вершину его творческой эволюции. Только настоящим знанием и пониманием природы дается то глубокое обобщение, та свобода живописного языка, которых достигает в произведениях «Родник» и «Серый день. Крутец». Пожалуй, никогда еще его пейзажи не были настолько целостными и завершенными. Никогда с такой ясностью не ощущалось, что каждый из них – не подготовительная работа к чему-то, а конечная цель, к которой стремился художник.

Сюжетные «привязки» к определенному времени, характерные для ряда предыдущих работ живописца, едва ли не полностью исчезают. Стремление к синтезу, к обобщению и вместе с тем к лаконичности художественных средств выражается и в намеренной простоте, «аскетичности» композиции, и в точно найденном соотношении цветов, и в фактуре живописи. Внутреннее богатство и содержательность природы раскрывается через внешне простые ее формы. Художник умеет увидеть общее в конкретном пейзажном мотиве. Устранение второстепенного, мешающего выявлению главного в пейзаже, достигается не конструктивностью, рациональной построенностью композиции, а интуитивным угадыванием, непосредственностью и избирательностью эмоционального восприятия природы художником. Многообразие форм окружающего мира приводит живописца не к детализации и описательности, а к умению в самой природе находить те верные и тонкие цветовые сочетания, которые характерны именно для этого ее состояния. Несомненно, изучение творчества П. Сезанна, интерес к искусству импрессионистов оказали существенное влияние на понимание Щегловым законов взаимоотношения цветов, влияния световоздушной среды на цвет. Живописная манера, всегда связанная с характером решения образа, менялась на протяжении творческой жизни художника. В ранних произведениях – тонкослойная, почти гладкая живопись («Уборка урожая»), позже – форма лепится насыщенным рельефным мазком.

Каждый период творческой эволюции И. Н. Щеглова по-своему плодотворен. Художник постоянно поступательно развивался, создав в конце жизни лучшее из своих произведений – пейзаж «Родник. Деревня Крутец». В этой работе за внешней, кажущейся простотой форм стоит синтез наблюдений и глубоких размышлений о природе. Художник словно впервые открывает в этом уголке природы самое сокровенное, неповторимое, присущее только ей: певучую мягкость линий, очерчивающих холмы и пригорки, поистине музыкальное созвучие красок. Не случайно, серьезное увлечение музыкой на протяжении всей жизни сопутствовало Щеглову. «Человек наедине с природой» – так можно было бы определить основу восприятия природы художником. В «Роднике» Щеглов языком живописи говорит о светлых и вечных началах жизни – красоте и гармонии окружающего мира.

Неотъемлемой частью творчества И. Н. Щеглова являются его рисунки. Впервые они упоминаются в каталоге выставки 1925 года в Саратове. Поскольку местонахождение многих рисунков неизвестно, остается лишь предполагать, что наряду с графическими работами, предваряющими и сопровождающими живопись, существовали и вполне самостоятельные станковые листы. Сохранившиеся рисунки (более 100) выполнены Щегловым преимущественно в два последних десятилетия его жизни: Эти листы неравноценны, но в большинстве из них очевидны хорошая техника, культура рисунка, основы которых были заложены, вероятно, еще в Боголюбовском училище. Почти все они выполнены карандашом, но приемы его использования весьма разнообразны: от мягкой равномерной тушёвки до быстрого «рваного» штриха.

Во многих рисунках обращает на себя внимание их, казалось бы, неожиданная для пейзажиста тематика. Живой интерес к людям, стремление к точной характеристике человека обусловили создание значительного числа графических портретов. В живописи к этому жанру Щеглов обращается крайне редко. Метод работы художника с натуры позволял ему фиксировать самые беглые свои впечатления. Наряду с пейзажными зарисовками встречаются остро схваченные бытовые сценки, наброски фигур и голов людей, изображения животных. Иногда в наброске, сделанном в небольшом альбоме, художник решает сложные задачи. В отдельных графических листах очевидно живописно-пространственное начало. В великолепных набросках деревьев немногими точными линиями художник не только воссоздает живые формы природы, но и передает воздух, пространство. Умение говорить немногосложно, кратко, но емко и о главном – важное качество графических работ Щеглова. Вот почему даже самые беглые наброски воспринимаются подчас как вполне законченные работы. В графике Щеглова лаконичность технических приемов органично сочетается с непосредственностью восприятия художника. Его рисунки правдивы, просты и выразительны, они свободны от традиционных схем и привычных стереотипов.

И.Н. Щеглов принадлежал к числу тех мастеров, которые своим творчеством и непосредственной педагогической деятельностью оказали влияние на формирование художников более молодого поколения. Облик Щеглова-педагога, который встает из документов, воспоминаний современников, полон человеческого обаяния. Среди его учеников немало известных художников, работающих в Саратове и других городах страны.

Природа для Щеглова – неиссякаемый источник вдохновения, поисков прекрасного. И в своих произведениях художник предпочитал говорить не о себе, своих эмоциях и ощущениях, а о том, что вызвало эти чувства. Он предстает как живописец «истин вековых» – красоты и гармонии окружающего мира. Той негромкой, внутренне одухотворенной красоты природы, которую дано увидеть не каждому, но лишь настоящему, искреннему художнику, каким был Иван Никитич Щеглов.

 

Составитель каталога и автор вступительной статьи – Л. В. Пашкова