Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации

Александр Скворцов
Выставка произведений Александра Васильевича Скворцова [Текст] : каталог. - Москва : Советский художник, 1966

Выставка произведений Александра Васильевича Скворцова [Текст] : каталог. - Москва : Советский художник, 1966

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Союз художников РСФСР

 

ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Александра Васильевича СКВОРЦОВА

 

КАТАЛОГ

 

СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИК

МОСКВА 1966

 

Составители каталога:

К.В. Безменова, Н.С. Скворцова, В.Н. Шалабаева

 

 

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ СКВОРЦОВ

1894–1964

  Саратовский художник-пейзажист Александр Васильевич Скворцов посвятил все свое творчество офорту. Офорт в 20-е–30-е годы переживал период своего расцвета и завоевал симпатии многих талантливых художников. В это время были созданы лучшие произведения таких художников, как И. Нивинский, М. Добров, А. Кравченко, Е. Кругликова.
Впервые художник познакомился с этим видом гравюры в 1924 году, уже после окончания живописного факультета Саратовского художественного техникума он зани
мался у В.М. Юстицкого и П.С. Уткина.
К изучению технических и художественных возможностей офорта А. В. Скворцов отнесся очень серьезно. Без чьей-либо помощи он овладел мастерством гравера, имея в своем распоряжении только «Руководство по технике офорта» М. Лалана, единственное, что ему удалось достать в Саратове.
Первые его работы – натюрморты, пейзажи, интерьеры, сцены городской жизни. Художник упорно изучает принципы композиционного построения, добивается живописности произведения. В «Натюрморте с собакой» (офорт, 1925), точно продуманной группировкой штрихов А. В. Скворцов передает объемность яблок, книг, скульптуры, бокалов. Эта работа уже является работой зрелого мастера.
Поисками живописных эффектов отмечена работа A.В. Скворцова «Интерьер с фигурой» (акватинта, 1926). Используя акватинту, художник строит лист на тонких переходах светотени с резкими контрастными акцентами. Штрих же передает только легкий контур предмета и фигуры. Композиция четко построена и решена с большим внутренним тактом, тонким пониманием тональных соотношений.
В цветной акватинте «Пруд» (1927) А. В. Скворцов впервые обратился к пейзажу, который в дальнейшем стал лейтмотивом его творчества. Несмотря на некоторую робость и неуверенность, в этой работе ощущается то лирическое дарование и поэтическое восприятие природы, которое потом будет характерным для творчества мастера.
Наиболее интересным произведением раннего периода является «Дворик на Первомайской» (офорт, акватинта, 1927). Это – уголок старого города, расположенный между жилыми домами и монастырскими постройками. Здесь все строится на подчеркнутых контрастах освещения, придающих листу драматически-напряженное звучание, на противопоставлении архитектурных объемов, масштабность которых подчеркивается маленькими фигурками людей. В стремлении изобразить романтический архитектурный пейзаж чувствуется связь художника с творчеством И. Нивинского, B. Фалилеева, М. Доброва.
На протяжении 20-х годов Скворцова особенно увлекает проблема живописности в гравюре. Он пробует травленый штрих, акватинту, технику сухой иглы, печать разными красками. Листы «Колхозный дворик» (1925), «Воз на мосту» (1928), «Бахчисарай» (1929) поражают разнообразием тональных оттенков в пределах одного цвета. Особенно хорош «Пейзаж с деревьями» (сухая игла, 1929) из серии «Бахчисарай». Ритм чередования черных и светлых крон деревьев, подчеркнуто темный передний план и едва намеченная линия гор на горизонте передают ощущение большого пространства, воздуха, света. Избегая использования конкретных деталей, Скворцов создает в офорте настроение глубокого спокойствия.
А. В. Скворцов не ограничивается только офортом. В 1927 году художник занялся деревянной гравюрой – чаще всего это экслибрисы. (По свидетельству жены художника Н. С. Скворцовой, им было сделано около сорока экслибрисов в ксилографии, линогравюре и офорте, из которых нам известно шесть). Часть из них была опубликована в книге «Саратовский книжный знак» (1928), составленный А. Крековым, Л. Рабиновичем, С. Соколовым. Нам известны также пять ксилографий – обложка, заставка и концовка к книге С.А. Сильванского «Книжные знаки» (Херсон, 1929), экслибрис В.Я. Адарюкова и пригласительный билет на Вторую выставку книжного знака в Радищевский музей города Саратова.
Работы А. В. Скворцова в области ксилографии говорят о том, что этот художник тонко чувствует специфику гравюры. Его поиски многоплановых решений пространства, взаимоотношений черного пятна с белой плоскостью листа и обыгрывание возможностей белого штриха в черно-белой гравюре совпадают с художественными проблемами, вставшими перед граверами по дереву 20-х годов. Однако пристрастие к офорту отодвинуло на второй план работу в этой области.
В 30-е годы определились основные жанры в творчестве А. Скворцова, среди которых все большее значение приобретает пейзаж. Тонко чувствуя природу, художник воспринимает ее в лирическом, камерном аспекте. Он умеет в малом увидеть и передать многое. В это время создаются его многочисленные пейзажи Волги с ее бескрайними водными просторами, дымчатыми далями, заливными лугами. Художника захватывает жизнь пристаней, своеобразный быт маленьких волжских городов («Жаркий день», офорт, 1930; «По дороге в Покровское», офорт, 1931).
В 1939-1940 годах А. Скворцов исполнил несколько портретов писателей и композиторов. Наиболее интересен портрет Ф. Листа (сухая игла, 1940), на котором он изображен в профиль. На чистом поле бумаги вдохновенное, волевое лицо, большая голова с седой шевелюрой, чуть намечены линии плеч и груди. Лаконичными средствами гравер добился большой эмоциональной выразительности в передаче характера композитора. Однако изображение людей не всегда удавалось мастеру, примером такой неудачи является многофигурная композиция «Стройка на Волге» (офорт, акватинта, 1937). Фигуры здесь кажутся вялыми, движения скованы и невыразительны, тема труда не получила поэтому образного воплощения.
В годы Великой Отечественной войны А. Скворцов находился в Саратове. Он работал в редакции газеты «Коммунист» и принимал участие в выпуске фронтовых газет. Упорный труд, преданность искусству и серьезный подход к темам помогли А. Скворцову в самое трудное время создать глубокие, интересные произведения. В 1942 году появляется лист «Прожектора на Волге» (меццо-тинто, сухая игла), который поражает цельностью мироощущения, мастерством, чувством времени. Грозные события войны изменили привычный облик Волги. На черной глади реки застыли большие тяжелые баржи. Резкие лучи прожекторов, скрещиваясь где-то в высоте, прорезают ночную мглу, неровные отблески света, отражаясь в воде, беспокойно мерцают у горизонта. Настроение напряженной тишины и тревожности военных лет передано здесь с большой эмоциональной силой.
После войны начинается новый, наиболее плодотворный период в творчестве А. Скворцова. Он постоянно участвует в областных, республиканских, всесоюзных и международных выставках, неоднократно удостаиваясь наград. С 1947 по 1953 год А. Скворцов преподает в Саратовском художественном училище, где начинающие художники под его руководством овладевали тонкостями офортной техники.
В это время в творчестве А. Скворцова происходят большие перемены. Он глубже оценивает явления, стремясь проникнуть в их сущность. Его пейзажи полны значительности и философского размышления о жизни, при этом он не теряет поэтичности мироощущения своих ранних произведений.
В лучших офортах 50-х годов – «Затопленные деревья» (1947), «Зима. Иней» (1954), «Серебряные дали» (1955), «Лунный вечер на Волге» (1956), – исполненных в технике цветной акватинты, появляются черты монументальной обобщенности, которые знаменуют новый качественный этап. Работа Скворцова над цветными офортами всегда очень упорна, о чем говорит большое число оттисков с вариантами цвета. А.В. Скворцов использует различные приемы цветной печати (иногда две-три доски для одной композиции, иногда на одну доску он наносит сразу два цвета). Так, в листе «Затопленные деревья» он четыре раза варьирует печать, добиваясь нужных ему изменений в соотношении тонов.
А. В. Скворцов был неутомимым экспериментатором – он гравировал на жести, целлулоиде, картоне; кроме того, в 1959 году им сделан ряд удачных монотипий – «Натюрморт с синей вазой», «Натюрморт с блюдом», «Дождь», в которых проявилось его острое чувство цвета.
Стремление к героизированному, монументальному пейзажу можно обнаружить во многих лучших работах художника 50-х годов. Его поиски в этом направлении совпадают с общей тенденцией развития советского офорта.
Одним из самых удачных произведений этого времени можно считать акватинту «Серебряные дали» (1955). Художник создает обобщенный, величественный образ Волги.
Ощущением свободы и шири веет от огромных водных просторов, уходящих к горизонту, от спокойной глади реки, нарушенной лишь легким движением лодки и баржи. Тонкие градации цвета от темного переднего плана к светлому в глубине создают ощущение большой протяженности пространства. В офорте художник достигает предельного лаконизма выражения, композиционной ясности и уравновешенности.
Одновременно с работой над композиционным монументальным пейзажем А. Скворцов обратился к жанру натурного наброска, продолжая излюбленную им лирическую тему. Непосредственное общение с природой всегда было исходным моментом его творчества. Он делает пейзажи Волги и Дона, рисуя их прямо с натуры на загрунтованной доске. Наброски отличаются легкостью штриха, непосредственностью восприятия, правдивостью («Сазанка», офорт, 1953; «Зимний пейзаж», офорт, 1963). В них особенно ярко раскрылись сильные стороны творческой индивидуальности гравера – умение создать глубоко эмоциональный, лирический облик родной природы. Пейзажи А. Скворцова по характеру, по отношению мастера к своему творчеству, по оценке явлений близки работам одного из лучших советских офортистов М.А. Доброва.
Офорты А. Скворцова дороги нам своей простотой, искренностью, глубоким проникновением в жизнь природы. Его творчество – пример преданности искусству, целеустремленности, безграничной любви к жизни.

 

К. БЕЗМЕНОВА

 

КАТАЛОГ

 

1924
Натюрморт. Офорт. 10,8 х 8

1925
Натюрморт с собакой. Офорт. 18 х 21
Натюрморт с черепом. Офорт. 18 х 18

1926
Пруд. Акватинта. 21,3 х 15,7
Интерьер с женской фигурой. Акватинта. 24 х 24

1928
На улице (рынок). Офорт, акватинта. 23 х 22,8
Книжный знак В.Я. Адарюкова. Ксилография. 9,1 х 6,8
Колхозный дворик. Сухая игла. 17,5 х 21,3
Воз на мосту. Сухая игла. 12,8 х 13,6

1929
С. Сильванский. «Книжные знаки». Ксилография.
Обложка. 18 х 13,7
Заставка. 8,8 х 13,6
Заставка. 8,5 х 13,5
Три дерева. Сухая игла. 7,6 х 12
Бахчисарай. Сухая игла. 8,5 х 12,2
Дворик на Первомайской. Офорт, акватинта. 23,2 х 19,8
У причала. Из альбома «Волга». Офорт, сухая игла. 13,5 х 8,5

  1930
Жаркий день. Офорт. 16,2 х 12,5

1931
По дороге в Покровск. Офорт. 11 х 11

1934
Базар. Офорт. 14,3 х 10
Рыболовы-мальчики. Офорт. 11,5 х 13,4

1935
Натюрморт с очками. Сухая игла. 16,5 х 10,5

1936
Мытье бочки. Сухая игла. 10 х 12
Натюрморт с бутылью. Сухая игла. 10 х 15,4
Бахчисарай. Сухая игла. 16 х 12

1937
Стройка на Волге. Офорт, акватинта. 12,5 х 16,5

1940
Портрет Ф. Листа. Офорт. 19,9 х 17
Зеленый остров. Цв. акватинта. 15 х 12,5

1942
Оттепель. Цв. акватинта. 18,5 х 24
Прожектора на Волге. Меццо-тинто. 17 х 15,3

1944
Бахчисарай. Сухая игла. 8,5 х 12,2
Бахчисарай. Сухая игла. 9 х 12,4

1946
Из альбома «Старый Саратов». Сухая игла. 13,8 х 21,8

1954
Щучье озеро. Набросок с натуры. Офорт. 9,6 х 14,1
Морозный день. Офорт, акватинта. 15,2 х 16,8
Вечер. Офорт, акватинта. 11,1 х 14,7
Март. Цв. акватинта. 7,5 х 8,0
Серый денек. Цв. акватинта. 7,7 х 7,8

1955
Набросок с натуры. Офорт, акватинта. 9,9 х 23,6
Набросок с натуры. Офорт, акватинта. 10,5 х 23,3
Набросок с натуры. Офорт, сухая игла. 9,5 х 23,2
Луна. Офорт, цв. акватинта. 9,2 х 12,8
Омут. Офорт, сухая игла. 18,3 х 21,6

1956
Ели. Акватинта, сухая игла. 21,5 х 23,9

1957
Стволы. Акватинта. 9,0 х 12,0

1958
В Каменном яру. Монотипия. 21,5 х 33,5

1959
Натюрморт с синей вазой. Монотипия. 34,5 х 36,7
Натюрморт с блюдом. Монотипия. 37 х 34
Дождь. Монотипия. 36 х 33,8

1960
Море наступает. Офорт, акватинта. 23,7 х 28,7
Вода пошла. Сухая игла. 25 х 31,5
Рыболовы (На Дону). Набросок с натуры. Офорт. 11,2 х 17,7
Залило. Набросок с натуры. Офорт. 10,6 х 15,6

1963
Зимний пейзаж. Цв. акватинта. 17,8 х 19,3
Дорога по берегу Волги. Сухая игла. 17,9 х 23,5
Сазанка. Набросок с натуры. Офорт. 17,4 х 23,8

 

ДИПЛОМЫ И ПОЧЕТНЫЕ ГРАМОТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ ХУДОЖНИКОМ А.В. СКВОРЦОВЫМ ЗА УЧАСТИЕ НА ВЫСТАВКАХ

 

1945-1946. Диплом Всекохудожника за серию офортов «Заброшенная хата», «Дождь», «Уголок комнаты», экспонированных на Всесоюзной выставке 1945-1946 гг.
1948. Диплом Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР за участие на Всесоюзной выставке 1947-1948 гг. «30 лет Советской власти» за офорты «Вечер в Затоне» и «За работой».
1949. Почетная грамота Всекохудожника за участие на Республиканской выставке 1949 г. за офорты «Вечер в Затоне», «За работой», «Волга шумит».
1954. Диплом второй степени Министерства культуры за участие на Республиканской выставке за офорты: «Волга зимой», «Летний день», «На Академической даче», «Пейзаж с горой», «Перед грозой».
1958. Диплом Астраханского областного управления культуры и Астраханского отделения Союза художников СССР за участие на «Выставке произведений художников-астраханцев к 400-летнему юбилею города Астрахани» за серию офортов: «Портрет жены художника», «За работой», «Зима», «Лунный вечер на Волге», «Серебряные дали», «Волга зимой», «Затопленные деревья», «Омут», «Оттепель», «Тихое утро», «Летний день», «Жаркий полдень».

ВЫСТАВКИ, НА КОТОРЫХ ЭКСПОНИРОВАЛИСЬ РАБОТЫ А.В. СКВОРЦОВА

 

1925. Саратовская областная выставка.
1926. Четвертая саратовская областная выставка.
1927. Саратовская областная выставка.
1928. Выставка картин общества «Жар-цвет». Москва.
1928. Четвертая выставка картин современных русских художников. Феодосия.
1929. Пятая ежегодная выставка Интернационального общества экслибрисистов. США. Лос-Анжелос.
1930. Шестая ежегодная выставка Интернационального общества экслибрисистов. США. Лос-Анжелос.
1931. Седьмая ежегодная выставка Интернационального общества экслибрисистов. США. Лос-Анжелос.
1937. Персональная выставка-просмотр в студии им. И. Нивинского.
1946. Всесоюзная художественная выставка. Москва.
1947. Выставка работ саратовских художников. Саратов.
1947. Персональная выставка-просмотр в студии имени И. Нивинского.
1947-1948. Республиканская и Всесоюзная художественные выставки (ХХХ-летие Советской власти) в Москве.
1948. Выставка, посвященная 50-летию Саратовского художественного училища. Саратов.
1949. Республиканская выставка в Москве.
1951. Областная отчетная художественная выставка. Саратов.
1951. Республиканская выставка в Москве.
1952. Выставка книжной графики саратовских художников. Саратов.
1952. Выставка произведений художников РСФСР. Москва.
1952. Областная отчетная художественная выставка. Саратов.
1953. Межобластная выставка произведений художников Астраханской, Горьковской, Куйбышевской, Саратовской, Сталинградской и Ульяновской областей, Татарской и Чувашской АССР. Сталинград.
1954. Выставка произведений художников РСФСР. Москва.
1954. Областная художественная выставка. Саратов.
1957. Выставка произведений художников РСФСР. Москва.
1957. Всесоюзная художественная выставка, посвященная 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции.
1958. Передвижная выставка произведений художников Поволжья. Ярославль.
1958. Международная выставка в Брюсселе.
1958. Всесоюзная выставка эстампа. Ленинград.
1958. Всесоюзная выставка офорта. Ленинград.
1959. Выставка произведений художников-астраханцев и художников, учившихся или работавших в Астрахани, посвященная 400-летию города. Астрахань.
1960. Художественная выставка «Советская Россия». Москва.
1963. Выставка «Художники Саратова». Саратов.

 

Выставка произведений Александра Васильевича Скворцова [Текст] : каталог / Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Союз художников РСФСР ; [сост. кат.: К. В. Безменова, Н. С. Скворцова, В. Н. Шалабаева]. - Москва : Советский художник, 1966. - 26 с. : ил.; 17 см.