Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации

Федор Русецкий
Федор Петрович Русецкий [текст Н. В. Огаревой]. - Саратов : Приволжское кн. изд-во, 1965

Федор Петрович Русецкий [текст Н. В. Огаревой]. - Саратов : Приволжское кн. изд-во, 1965

ФЕДОР ПЕТРОВИЧ РУСЕЦКИЙ

 

Шестьдесят лет жизни, тридцать пять лет творчества отмечает саратовский художник Федор Петрович Русецкий персональной выставкой.

Ф.П. Русецкий – график, в Саратове его знают как художника детской книги. Выставка знакомит с Русецким – станковистом, своеобразным художником, которому свойственны и романтический порыв, и проникновенность поэтических чувств, и страсть сатирика, и гнев памфлетиста. Его волнует современность так же сильно, как и прошлое – и недавнее, чаще всего революционное, и та глубь веков, в которой родилась народная поговорка, сказка, былина.

Ф.П. Русецкий родился в 1905 году в селе Заплавное Астраханской губернии. Детство и юность его прошли в Камышине. Вся творческая жизнь связана с Саратовом, куда он приехал в 1923 г. поступать в Художественно-промышленный техникум. Окончил его Ф.П. Русецкий в 1929 году.

Активный, энергичный человек, живо интересующийся современностью, свое место художника он искал в газете, кинохронике, в сатирических изданиях. От тех лет сохранилось немного произведений художника. Среди них приковывает внимание протестом против войны, против тех, кому она желанна, острый памфлетный лист 1931 года «Хлеб наш насущный даждь нам…». Это смелый композиционный монтаж, соединение рисунка с фотографией – обычный для того времени художественный прием.

В 1932 году Ф.П. Русецкий создает серию сатирических рисунков «За новый быт». Листы «Хулиганы», «Иждивенка», «Не пущу в детский сад!» разоблачают социальных уродов, тех, кто коверкает новые принципы жизни, кто топчет их.

«Поговорим о дряни» – листы 1962-63 годов. Художник клеймит хапуг-стяжателей («Собственники), пустых людей («Целый день»), любителей сплетней («Новостешки»).

Ф.П. Русецкий стремится познакомить детвору с мудростью многих поколений, сохраненной в народных пословицах, поговорках, сказках. Создавая книги, главным образом для детей дошкольного возраста, он не только оформляет и иллюстрирует их, но и сам подбирает сказки и побасенки для сборников, иногда даже сюжетно их связывает («Галочка-смекалочка»).

У Ф.П. Русецкого свой изобразительный язык, который чаще всего исходит из образцов народного творчества, вбирая в себя занимательную необычность древнего шрифта и орнамента. В рисунках для детских считалок «Аты-баты» и поговорок «Детям на потешку – белому свету на диво» он идет от веселых Дымковских игрушек, от красочных Хохломских узоров. Мудрый смысл пословиц в сборнике «Всякий Еремей – дело разумей» традиционно выражается через образы животных.

Ф.П. Русецким выпущено четыре больших сборника сказок – «Украинские сказки», «Славянские сказки», «Сказки народов СССР» и «Сказки Золотой Праги» – чехословацкие сказки, выдержавшие несколько изданий.

Иногда он выступает и как автор сказок – «Тим и Дим», «Бип-бип», «Доктор Шампиньон».

Конечно, Ф.П. Русецкий иллюстрирует в первую очередь произведения местных авторов. Особенно удачно оформление поэмы И. Тобольского «Джуба».

В творчестве Ф.П. Русецкого последних лет заметно усилилось внимание к психологическим и даже философским проблемам.

В работах художника происходит интересное слияние иллюстрации со станковым искусством. Он берет лишь сюжет из литературного произведения, создавая вещи самостоятельного значения, которые вправе существовать отдельно от книги, почти все эти листы исполнены своеобразной и сложной техникой – изображение процарапывается по восковой прокладке, черной туши и акварели. Этот способ придает особую глубину и напряженность цвету, и обаяние фактуре (так же исполнены и многие иллюстрации художника).

Стихами Лермонтова навеяны листы портретного характера «Демон», «Измаил-бей». К сказке П. Ершова «Конек-Горбунок» восходит поэтический Иванушка, к произведению А. Грина – романтические «Алые паруса».

Естественным было обращение Ф.П. Русецкого и к народному эпосу – «Слову о полку Игореве». Свои произведения художник создает на основе глубокого изучения духа древности, психологического проникновения в образы «Слова» – и князя Игоря, и Ярославны, и Бояна. От «Слова» Ф.П. Русецкий пришел к отображению русских былин – «Алеша Попович со дружиною», «Алеша Попович млад, а со молодым Екимом Ивановичем».

Пафосом революционной романтики веет от листа, посвященного Котовскому. В нем есть удивительная самобытность и в то же время слиянность с образом, созданным Э. Багрицким в «Думе про Опанаса», и с народным лубком.

Но самым значительным из произведений Ф. П. Русецкого пока остается лист – отклик на поэму А. Блока «Двенадцать» – «Революцьонный держите шаг, неугомонный не дремлет враг... «. Рисунок удивительно емко раскрывает содержание, революционную суть великой поэмы.

Композиция «В веках» не имеет прямой литературной основы. Ио невольно при взгляде на нее вспоминается стихотворение А. Блока «Скифы». Работа воспринимается как философское, очень современное осмысление темы поэта.

Персональная выставка произведений Ф.П. Русецкого знакомит с творчеством интересного саратовского художника, смелого и неутомимого искателя начал, соединяющих современное искусство с древними традициями.

 

Н. Огарева

 

ОКОП МЕЩАНСТВА. 1930. Б., перо, тушь 32 х 35

«ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЖДЬ НАМ...». 1931. Б., акв., тушь, фотомонтаж 89 х 69

ВЕТКА МИРА. СМЕРТЬ СОЛДАТА. 1931. Из экспозиции «Выставка трех». Б., тушь 24 х 20

МОДНИЦА. 1932. Б., песо, тушь 25 х 19

«ЭХ ВОЛГА-РЕЧКА, ВОЛГА-МАТЬ... «. 1932. Б., тушь 28 х 31

НЕ ПУЩУ В ДЕТСАД! 1932. Б., сух. кисть, перо, тушь 36 х 23

ВЕЧЕР. 1934. Б., акв., тушь 23 х 33

ЛЫЖНИКИ. 1935. Б., тушь 20 х 26

ЛОДКИ В БУРЮ. 1955. Б., соус, акв. 20 х 28

ИСТОРИЯ О КАЛИФЕ-АИСТЕ. 1956. Иллюстрация к сказке В. Гауфа. Б., акв. 39 х 29

ЗЛЫДНИ. СОЛОМЕННЫЙ БЫЧОК. Иллюстрация к книге «Украинские народные сказки». 1957. Б., акв. 20 х 22

ПЕРВЫЙ РЫБАК. Этюд. 1957 26 х 36

РАЗЛИВ. Этюд. 1957 26 х 35

СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ. Этюд. 1958 22 х 30

ВЕСНА. Этюд 1959 26 х 36

НА ЧУЖОЙ КАРАВАЙ РОТ НЕ РАЗЕВАЙ... НЕ СПЕШИ ЯЗЫКОМ, А

СПЕШИ ДЕЛОМ. ГОЛОВА ЗАВИТА, ДА НЕ ДЕЛОМ ЗАНЯТА. ЛИСА И ЖУРАВЛЬ. 1960. Иллюстрации к книге «Всякий Еремей – дело разумей». Б., акв., тушь, гуашь, воск / 28 х 22

АТЫ-БАТЫ. Считалки-потешки. 1960. Иллюстрации к/ книжке-раскладушке. 5 рис. Б., акв., гуашь 19 х 14

РОБИН-БОБИН. 1960. Иллюстрация к стихотворению С. Маршака. Б., акв. 48 х 36

ОБЛОЖКА К КНИГЕ «ВСЯКИЙ ЕРЕМЕЙ – ДЕЛО РАЗУМЕЙ». 1961. Б., акв. 40x21

БУКВИЦЫ К КНИГЕ «СКАЗКИ ЗОЛОТОЙ ПРАГИ». 1962. Б., тушь, гуашь 5 х 5

ЗАСТАВКИ К КНИГЕ «СКАЗКИ ЗОЛОТОЙ ПРАГИ». 1962. Б., тушь, гуашь, воск 9х14

РУЧНАЯ МЕЛЬНИЦА. 1962. Из книги «Сказки Золотой Праги». Б., акв., гуашь 32 х 23

НОВОСТЕШКИ. 1962. Из серии «Поговорим о дряния. Б., акв., гуашь, пастель 70 х 87

«МАНЕКЕН». 1963. Б., акв., гуашь, пастель 71 Х60

ДОМИКИ В ЛЕСУ. 1963. Б., акв., тушь, гуашь, воск 42 х 56

ИЛЛЮСТРАЦИИ К КНИГЕ «ДЖУБА» И. Тобольского. 1963. Б., акв., тушь, гуашь, воск 28 х 22

ФОРЗАЦ К КНИГЕ «ДЖУБА». 1963. Б., акв., тушь, гуашь, воск 20 х 16

«МОЕ!», «ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ!» 1963. Из серии «Поговорим о дряни». Б., акв., гуашь., пастель 74 х 59, 80 х 55

БАЮ-БАЙ. 1964. Б., акв., тушь, гуашь, воск, пастель 59 х 52

ПОЛДЕНЬ. 1964. Б., акв., тушь, гуашь, воск, пастель 59 х 63

ТЕТУШКА ВАРВАРА... ГДЕ РАБОТАЮТ, ТАМ ГУСТО, А В ЛЕНИВОМ ДОМЕ ПУСТО. МАШЕНЬКА-ДУШКА ЛЮБИТ МЯГКУЮ ПОДУШКУ. НЕ УЧИСЬ БЕЗДЕЛЬЮ, А УЧИСЬ РУКОДЕЛЬЮ. ПОСПЕШИШЬ ДА ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ. СПЕШИТЬ НЕ СПЕШИ, А ПОТОРАПЛИВАЙСЯ. СБИЛ, СКОЛОТИЛ... КАКОВЫ САНИ, ТАКОВЫ И САМИ. 1964. Иллюстрации к книге «Детям на потешку, белому свету на диво». Б., акв., тушь, гуашь, воск 28 х 22 УЧИТЕЛЬНИЦА. 1964. Б., акв., тушь, гуашь, воск 77 х 65

В ВЕКАХ... 1964. Б., акв., тушь, гуашь, воск 60 х 75

ИЗМАИЛ-БЕЙ. 1964. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова. Б., акв., тушь, гуашь, воск 23 х 39

НА ПЛЯЖЕ. 1964. Б., акв., тушь, гуашь, воск 74 х 64

ЗАСТАВКИ К КНИГЕ «СКАЗКИ». 1964. Б., тушь, гуашь, воск 10 х 13

«ЯРЫЙ ТУР ВСЕВОЛОД!», «А ИГОРЬ К ДОНУ ВОИНОВ ВЕДЕТ!», «О РУССКАЯ ЗЕМЛЯ! УЖЕ ТЫ ЗА ХОЛМОМ!» 1964. Иллюстрации к «Слову о полку Игореве». Б., акв., тушь, гуашь, воск 62 х 40 35 х 52 42 х 61

ЗАРАБОТАННЫЙ РУБЛЬ. иллюстрация к грузинской сказке, Б., акв., тушь, гуашь, воск 21 х 15

ШЕЙДУЛЛА-ЛЕНТЯЙ. Иллюстрация к азербайджанской сказке. 1964. Б., акв., тушь, гуашь, воск 21 х 15

КОМАНДИР КОТОВСКИЙ. 1965. Иллюстрация к поэме Э. Багрицкого «Дума про Опанаса». Б., акв., гуашь, тушь, темпера, воск 65 х 75

«...НОЧЬ НАСТАЛА; МЕСЯЦ ВСХОДИТ; ПОЛЕ ВСЕ ИВАН ОБХОДИТ...». 1965. Иллюстрация к поэме П. Ершова «Конек-Горбунок». Б., акв., тушь, гуашь, воск 64 х 87

«...КОГДА СКВОЗЬ ВЕЧНЫЕ ТУМАНЫ... «. 1965. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон». Б., акв., тушь, гуашь, воск 34 х 50

«КАК ДВА ЯСНЫЕ СОКОЛЫ ВЫЛЕТЫВАЛИ, ВЫЕЗЖАЛИ ДВА МОГУЧИЕ БОГАТЫРЯ...». 1965. Иллюстрация к былине. Б., акв., тушь, гуашь, воск 66 х 86

АЛЕША ПОПОВИЧ СО СВОЕЙ ДРУЖИНОЮ. 1965. Иллюстрация к былине. Б., акв., тушь, гуашь, воск 68 х 82

«...И СТАЛ АЛЕШЕНЬКА КОНЕМ ВЛАДЕТЬ...». 1965. Иллюстрация к былине. Б, акв., тушь, гуашь, воск 68 х 82

«ДОЛГО НОЧЬ МЕРКНЕТ...» (НОЧЬ ПЕРЕД БОЕМ). 1965. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве». Б., акв., тушь, гуашь, воск 88 х 65

АЛЫЕ ПАРУСА. 1965. Б., акв., тушь, гуашь, темпера, воск 56 х 77

«...РЕВОЛЮЦЬОННЫЙ ДЕРЖИТЕ ШАГ! НЕУГОМОННЫЙ НЕ ДРЕМЛЕТ ВРАГ!» 1965. Иллюстрация к поэме А. Блока «Двенадцать». Б., акв., тушь, гуашь, воск, пастель 95 х 56

 

Книги

 

Всякий Еремей – дело разумей.

Украинские сказки.

Сказки Золотой Праги.

Славянские сказки.

Джуба. Поэма И. Тобольского.

Галочка-смекалочка.

Тим и Дим. Текст Ф. Русецкого.

Бип-бип. Текст Ф. Русецкого.

Детям на потешку – белому свету на диво. Доктор Шампиньон. Текст Ф. Русецкого.

Семь Симеонов. Русская сказка.

Сказки народов СССР.

Аты-баты. Считалки-потешки.

Вишенка. Сказка Н. Леденцова.

Кораблик.

На зеленом лужке. Текст Ф. Русецкого.

Лиса и Журавль.

 

Федор Петрович Русецкий [Текст] / [текст Н. В. Огаревой]. - Саратов : Приволжское кн. изд-во, 1965. - [12] с. : ил.; 17 см.