Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации

Александр Скворцов
А. В. Скворцов. Саратов [Текст]. - [Ленинград] : [Художник РСФСР], [1962]

А. В. Скворцов. Саратов [Текст]. - [Ленинград] : [Художник РСФСР], [1962]


Среди большого интересного коллектива художников Саратова вот уже более тридцати пяти лет живет и работает Александр Васильевич Скворцов. Скворцов родился в 1894 году в Астраханской области. Первоначальное художественное образование получил в частной студии И.А. Власова в Астрахани, затем до 1921 года учился в астраханских Высших государственных художественных мастерских у живописца П.И. Котова. В 1923 году по командировке Союза работников искусств был направлен в Саратовский художественно-промышленный институт, в котором учился у педагогов В.М. Юстицкого и П.С. Уткина.

Получив диплом живописца, Скворцов не углубляется в изучение искусства живописи, а проявляет большой интерес к офорту и начинает снова учиться, сначала – по книгам, а затем практически. В течение двенадцати лет напряженной работы он освоил технику гравирования во всем ее многообразии.

С 1924 года и по сегодняшний день Скворцов – постоянный и непременный участник выставок в Саратове, а с 1928 года его работы часто экспонируются на республиканских и всесоюзных художественных выставках, а также за рубежом. В 1958 году один из лучших его офортов «Тихое утро» (1957) был показан в числе многих произведений, представлявших на Всемирной выставке в Брюсселе советское изобразительное искусство. За работы, показанные на выставках, Скворцов был награжден семью дипломами.

Скворцов родился, учился и всю свою жизнь прожил на Волге. Свое тонкое искусство офортиста он посвятил великой русской реке. Жизнь Поволжья нашла многообразное выражение в творчестве художника.

За более чем три десятилетия творческой деятельности Скворцов создал около тысячи различных произведений. Основным его жанром является пейзаж. Скворцов постоянно ищет выразительные средства. Изучив на практике технику офорта, он использовал крепко усвоенные приемы для совершенствования формы. Скворцов открыл для себя широкие возможности цветного офорта. Работы художника привлекают артистичностью манеры, многообразием приемов, живописностью.

Они интересны по образному восприятию пейзажа, очень выразительны по композиции. Скворцов хорошо передает конкретный характер природы, но не бесстрастно, протокольно точно, а образно, эмоционально раскрывая ее состояние. Мягкая зима, глубокий снег, избушка в запорошенном лесу – таков несколько традиционный пейзаж «Академическая дача» (1953, сухая игла). А вот другой образ – «Волга зимой» (1954, цветной офорт, акватинта). Высокий лесистый берег, Волга, покрытая льдом, и огромное небо создают впечатление большого, уходящего вдаль пространства. В офортах «Жаркий полдень» (1951) и «Летний день» (1952, сухая игла) – выразительно передано состояние природы. Первый пейзаж рассказывает о летнем полдне. Высоко стоит палящее солнце, все вокруг словно плавится в его жгучих лучах. И, несмотря на то, что в пейзаже изображены и густая зелень, и прозрачная вода, кажется, что нигде нет прохлады, что некуда спрятаться от зноя. Пейзаж говорит о большой наблюдательности автора, об остроте его восприятия.

Иное в «Летнем дне». В нем убедительно передано ощущение теплого мягкого дня, ласковой природы.

Среди многочисленных работ, созданных Скворцовым, особенно примечательны «Море наступает» (1959) и «Тихое утро» (1957). Ночной берег, на котором светятся огни большого города, огромное небо над высокой и как будто действительно движущейся к берегу водой, широкая лунная дорожка, мерцающая на ее поверхности, – таков офорт «Море наступает». Пейзаж наполнен ощущением пространства, эмоционален и внутренне полон движения. Пейзаж «Тихое утро» (сухая игла) привлекает какой-то особой чистотой и прозрачностью и вместе с тем ритмом внутренней жизни. Движется неслышно вода, тихо скользит лодка, и где-то далеко занимается заря. Величавые волжские просторы снова и снова открываются перед зрителем. Офорт «Тихое утро», экспонированный на Брюссельской выставке, великолепно передает эпическую красоту Волги, ее спокойную гордую силу многоводной реки.

К лучшим следует отнести и офорт «Серебряные дали» (1955, акватинта), который отличается особым богатством тонального решения.

На республиканской выставке «Советская Россия» (1960) Скворцов показал зрителям офорты, посвященные современной Волге. Среди них: «Вода подошла», «Море наступает», «Затопленные луга».

Плодотворная деятельность Скворцова основана на постоянном напряженном труде. Он принадлежит к числу тех, кто работает ежедневно и ежечасно. Кроме того, вот уже несколько лет он занимается графикой с молодыми художниками. Некоторые из его учеников стали участниками республиканских и всесоюзных выставок офорта.

Произведения художника хранятся во многих музеях страны: Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственном художественном музее имени А.Н. Радищева в Саратове, Государственной Третьяковской галерее, Институте мировой литературы имени А.М. Горького в Москве и других.

Образность, эмоциональность характерны для работ Александра Васильевича Скворцова – художника высокой культуры и мастерства, посвятившего свое творчество образу великой русской реки.

 

В. Завьялова


В кн: А. В. Скворцов. Саратов [Текст]. - [Ленинград] : [Художник РСФСР], [1962]. - [7] с. : ил.; 20 см. - (Художники Российской федерации).