Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации
<Александр Никитович Чечнев>
<История «АгитОкон»>
2-й день войны.
У меня на квартире встретились Л.С. Рабинович, Б.В. Миловидов, А.Н. Чечнев – члены правления ССХ. Короткое совещание, начало работы. Плакаты, панно – вот форма работы на первый случай, темы: «Кто нам враг», «Сущность фашизма» и т.д. Был выполнен и тут же вывешен в центре города плакат «Три богатыря» по сообщению о назначении командующих 3-мя фронтами: Ворошилов, Буденный, Тимошенко.
Одновременно начала работать другая группа в составе Ф. Заборовский, Можаев (дипломники Академии художеств), Л. Елькович (студент СГУ, самодеятельный художник), поэт. Л. Прозоровский. С ними Б. Бобров (член ССХ), К. Частов (художник).
<приписка: Шаблиовский, Н.А. Архангельский, Е.Д. Тимофеев, П.И. Зоря, Т.Г. Русецкая, А.П. Кибальников>
Через короткое время обе группы соединились в одну и руководились правлением ССХ, Саратова. Главное руководство взяла на себя Л. Рабинович (пред<седатель> правления). Эта группа сразу же стала расти количественно и расширять и совершенствовать работу. Руководство и помощь взял на себя Горком ВКП(б), секретарь Горкома Федоров, позже зав. отделом агитации и пропаганды Э. Челядинова и потом секретарь ГК А.П. Казачков, до конца, т.е. до Победы. Группа саратовцев, членов ССХ явилась цементирующим ядром. Художники уходили на фронт, возвратившиеся после ранения продолжали работу.
Состав группы, получившей название «АгитОкно» Горкома ВКП(б), рос, обновлялся за счет эвакуированных художников и поэтом. Культурные силы города значительно выросли за счет прибывших: Ленинградский университет, Московская консерватория, МХАТ, украинское радио и газеты. Представители этих организаций принимали участие в работе «АгитОкна». Ценным пополнением нашего коллектива было активное участие отдельных художников и поэтов, среди которых были такие большие художники, как профессора, прибывшие из Москвы, А.Д. Гончаров, Г.И. Рублев, украинская поэтесса М. Пригара.
Патриотический порыв, желание участвовать в борьбе, объединившие очень разнообразный коллектив, были причиной высокого качества работы, ее большой действенности. ЦК ВКП(б) высоко оценил деятельность «АгитОкна». Это был сплав творческих устремлений коллектива художников, усиленный участием поэтом, писателей, научных работников, столичных профессоров, таких как филолог Евгеньев-Максимов, историки Мавродин, Н.Л. Рубинштейн и др.
Основными качествами «АгитОкна» можно считать разнообразие форм работы и мобильность, умение быстро реагировать, разъяснять народу любые мероприятия партии и правительства, события на фронтах.
С асмого начала работы коллектив встал перед проблемой массовости, тиража выполняемых работ. От «АгитОкон», выполняемых автором в 1м экземпляре, сразу пришлось отказаться, так <как> обстановка требовала большого количества нашей продукции, этого требовало наше руководство (Горком) и наши зрители-читатели, а их оказалось очень много, вывешенные плакаты сразу собирали многочисленных читателей. Поэтому художники стали тиражировать плакаты способом применения трафарета, и опять это никак не могло удовлетворить потребность. поэтому очень скоро «АгитОкна» стали выходить типографским способом. Здесь пришлось преодолевать большие трудности, т.к. не было бумаги, красок, типографских исполнителей. Горком ВКП(б) оказывал коллективу большую помощь, но художникам пришлось не только рисовать, но добывать материалы (но иногда перевозить на салазках бумагу, краски и т.д.).
Переход на типографское исполнение не означал отказа от других форм работы, наоборот, в большом количестве выпускались большие по формату (в несколько кв<адратных> метров) плакаты, панно особых ударных тем, которые вывешивались в центре города (в витринах магазинов) буквально через 2-3 часа после публикации по радио и <в> газетах (например, открытие 2 фронта).
Продолжали выходить плакаты трафаретные. Печатали мы также журнал.
Одновременно по поручению Обкома ВКП(б) и Горкома ВКП(б) художники «АгитОкна» выезжали в составе бригад Обкома и Горкома на заводы города и области, где выпускаемые ими «Молнии», «Бюллетени» имели большой моральный успех и воздействие.
Свою работу коллектив «АгитОкна» все время ставил под народный контроль, контроль своих читателей. Каждые полгода организовывались отчетные выставки «АгитОкна», которые посещались большим количеством читателей, горячо и строго обсуждавших вышедшие работы. Трудно даже вспомнить, чего мы <только> не делали, какие формы требовала обстановка, что мы иллюстрировали, переводили на изобразительный язык.
Можно с уверенностью сказать, не было вопросов, мероприятий партии и правительства, принимаемых в это время, которые не были бы взяты на кисть, не были бы разъяснены «АгитОкнами», начиная с первых номеров «АгитОкон». Это бдительность, строительство убежищ, замена ушедших на фронт, военная учеба, сбор теплых вещей, подписка на заёмы и т.д. и т.д. (Это не превеличение, сказанное можно проверить, т.к. эти материалы сохранились).
Нами был сделаны мультфильмы, посвященные выпуску заёмов.
Участник «АгитОкна» А.П. Кибальников, кроме плакатов, выполнил скульптуру Бойца Красной армии в 2 натуры, которая была установлена на площади Революции. Это было объемное «АгитОкно».
В 1942 году, после разгрома гитлеровской армии под Сталинградом, «АгитОкном» была организована выставка в музее им. Радищева, где, наряду с произведениями, картонами и скульптурами, были выставлены натур<альные> документы, фронтовые фото, трофейное оружие (была выставлена даже пушка). Общее политическое руководство, работы художников каждодневно редактировались, и тематика постоянно направлялась Горком<ом> ВКП(б).
Это далеко не вся работа коллектива.
Состав «АгитОкна» со временем менялся. Приходили, приезжали новые люди, уезжали эвакуированные, но работа продолжалась. Ядро саратовских художников оставалось. Накопленный опыт делал свое дело, усложнялись задания.
«АгитОкна» последние годы распространялись по подписке, тираж возрастал, некоторые плакаты выходили в 10.000 экземпляров.
И вот Победа, и вместе со всем народом художники праздновали по-своему, рисовали, поздравляли нашу армию, рисовали встречу победителей. На вокзале ж.д. появились громадные плакаты, поздравлявшие, славившие победителей.
В 1945 г., по согласованию с ТК ВКП(б) «АгитОкно» свернуло свою работу. Все материалы, оригиналы плакатов, эскизы, печатные и др. плакаты были переданы в музеи города, Радищевский и краеведческий.