Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации

Борис Васильевич Миловидов

Борис Васильевич Миловидов

Борис Васильевич Миловидов
Род деятельности Художник
Дата рождения 12(30).11.1902
Дата смерти 17.06.1975
Место рождения Саратов

Биография

Миловидов Борис Васильевич

12(30).11.1902, Саратов – 17.06.1975, Саратов

Учился на живописно-декоративном отделении Саратовских Высших государственных свободных мастерских (1918–1926) у М.В. Кузнецова-Волжского, А.И. Савинова, К.Г. Полякова, П.С. Уткина. Преподавал живопись, рисунок, литографию в Саратовском художественном училище (1925–1941, 1943–1963).

Член Союза работников искусства (с 1925; член президиума, председатель секции ИЗО – 1935–1937).

Сотрудничал с Приволжским книжным издательством (1930–1970-е, художественный редактор), оформил более 150 изданий художественной и научно-популярной литературы.

Один из организаторов кооперативного товарищества «Художник» (1930, Саратов). В годы Великой Отечественной войны участвовал в выпуске «Агитокон».

Участник выставок (с 1920): «4 искусства» (1926, 1929, Москва; 1928, Ленинград); городских: 1923, 1924, 1925, 1927, 1941, 1947, 1951, 1952, 1961, 1963, 1964, 1965, 1969, 1972 (Саратов); групповых: 1924, 1925, 1927, 1967, 1969, 1972 (Саратов), 1937 (Москва), 1938 (Балашов); областных: 1934, 1937, 1940, 1952, 1954, 1955, 1963, 1966, 1967, 1970, 1971, 1972, 1974, 1975 (Саратов); зональных: 1944–1945 (Горький, Казань, Саратов, Куйбышев, Ярославль, Иваново, Волгоград, Ульяновск, Кострома); 1967 (Волгоград), 1969–1970 (Ульяновск); республиканских: 1954 (Москва); всесоюзных: 1944, 1956, 1957 (Москва).

Персональные выставки: 1973, 1976–1984 (постоянная выставка в мемориальной мастерской), 1976, 1982, 1989, 1992, 2003, 2008 (Саратов), 1990, 1993 (Энгельс).

Член Союза художников СССР (с 1937). Один из организаторов (1937), председатель Правления, председатель ревизионной комиссии Саратовского отделения Союза художников (1943–1947). Заслуженный работник культуры РСФСР (с 1973).

Участник Великой Отечественной войны. Награждён медалями СССР.

Дело

Л.д. 1.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

(О мере пресечения)

По делу № 5618

 

17 февраля 1931 г. Уполномоченный 3 отд Секретного Отдела П.П. ОГПУ НВК БОТИКОВ рассмотрев материал на гр. – на МИЛОВИДОВА Бориса Васильевича, 1892 г. рождения, сына бывшего владельца типографии, преподаватель худтехникума, б/п.

Обвиняем. – заподозрен в систематическом ведении а/с. агитации распространении разных провокационных слухов о разведывательной работе ГПУ, что предусмотр. ст. 58, 10 УК

И принимая во внимание, что пребывание на свободе упомянутых лиц, даст им возможность скрытья от следствия и суда руководствуясь ст.ст. 144, п. 5

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Гр. МИЛОВИДОВА Б.В.

Избрать меру пресечения под стражей в Сар Изоляторе по I категории о чем объявить под расписку с уведомлением Крайпрокурора.

 

Уполномоченный СО III                                                               /Ботиков/

Вр Нач III отд СО ППОГПУ                                                        / Жемков /

Согласен: Начальник Секретного Отдела                              /Сорокин/

Утверждаю: Нач СОV П.П. ОГПУ НВК                                    /Кияковский/

Л.д. 7-8.

 

Протокол допроса

 

28/II 1931 года. Я, Уполномочен. СО П.П. ОГПУ по Н.-В. краю Ботиков допрашивал в качестве свидетеля по делу №___ граждан Миловидова Бориса Васильевича

<…>

Предупрежденный об ответственности за ложные показания, по существу дела могу показать

 

В г. Саратове проживаю с 1917 года. Учеба до 1925 г. С 1925 г. преподавал в Художественном т-куме и ГИЗ Саратовской отделение художник организатор. Круг знакомых по Саратову имею следующий. Домами знаком с Уткиным Петром Саввичем художник преподаватель, Сапожниковым Алексеем Алексеевичем худож. препод., Юстицким Валентином Михайловичем худож.-преподав., Егоровым Евгением Васильевичем худож.-преподав., Белоусовым Федором Васильевичем худож.-преподав. У этих лиц приходилось бывать как мне у них, так и им у меня. Сбор всех перечисленных мною выше лиц был лишь один раз у Белоусова после похорон скульптора Шиховского примерно в 1926-27. Еще случаев, чтобы все перечисленные лица собирались сразу, не было. Последний раз сбор был или в конце декабря 1930 г. или в январе 1931 г. У меня на квартире были Сапожников и Юстицкий, Юстицкая Зоя Никитична д/х. Белоусова Лидия Константиновна д/х. был ли Белоусов не помню, других лиц никого не было, цель сбора мне не известна, я зашел случайно. Других лиц, знакомых домами, кроме родственников, никого не имею. Родственников имею следующих, к которым я захожу, отец жены Капутовский Павел Михайлович инвалид, сестра жены Агринская Елизавета Павловна машинистка Крайисполкома, муж ее Агринский Ал-др Николаевич секретарь Госбанка.

Брат мой Лев Васильевич в настоящее время находится в Кеми, работает в должности Заведующего конторой Лесозаготовок Соловецких лагерей. Брат был выслан в Соловки в 1925 году коллегией ОГПУ. Причина высылки его мне не известна. Срок высылки ему окончился в 1928 г. По окончанию высылки он в 1929 г. приезжал в г. Саратов, был здесь дня 2 и снова выехал в Кеми, цель приезда повидаться с родными. Разговору о причине высылки его вести с ним не приходилось, хотя я интересовался причиной высылки, но ответа от брата не получил. Брат мой до революций имел военный чин прапорщика, во время революций в 1917 или 18 году он вступил добровольцем в Красную гвардию и находился в рядах армий до момента своей высылки.

По своей идиологий перечисленный мною круг моих знакомых можно охарактеризовать следующим:

1. Уткин П.С. это лицо, которое не понимает того, что происходит в настоящее время, его политическое кредо требует перерождения. Это я делаю вывод из его работы по художеству, которая отстала от требований современности. Фактов, которыми бы Уткин высказывал сомнение по мероприятиям существующим и проводимым Соввластью, я не имею. Сапожников А.А. это лицо, которое является попутчиком Соввласти, лицом, не отстающим и не забегающим вперед. Весь остальной круг моих знакомых, перечисленных мною выше, я отнести к лицам, враждебно настроенным к Соввласти, не могу.

Во время наших сборов мы делились впечатлением о современном искусстве, проводили время за выпивкой и за чаепитием, специально в разговорах вопросов политики не касались, но вопросы политики выплывали при разговоре о современном искусстве. Я имею еще круг знакомых, с которыми домами не связан, но иногда они ко мне или я к ним заходим.

Курляндский Ал-др Дмитриевич, экономист Аккумуляторного завода, Наместников Юран отчество не знаю художник советской деревни. Зубов Юрий отч. не знаю корректор карикатурист «Поволжской правды». Свистунов Георгий отчество не знаю, работает с отцом где не знаю. Ман Валериан Артурович военнослужащий 94 полка. Леонтьевы Владимир Владимирович и Александр Владимирович сотрудники-фотографы музея им. Радищева. Этих лиц по их идеологий отнести к той или другой группе я не могу, т/к их знаю мало и если приходится вести разговоры, то лишь по деловым вопросам.

За последний период времени т/е конец 1930 года и начало 1931 г. мне приходилось бывать у Зубова, Леонтьевых и Наместникова. У Наместникова я был с Сапожниковым, других лиц никого не было. У Леонтьевых был один, кроме меня, у них в это время никого не было. У Зубова был с Юстицким и с Сапожниковым, других лиц в это время никого не было. Разговоров на политические темы нигде и никто из присутствующих не вел. По вопросу Уткина добавляю, что, относя его к лицу, отстающему от современности, я имел в виду его преклонный возраст. Протокол прочитан. записано с моих слов верно: Б. Миловидов

 

28/II-31 г. Допросил Ботиков


Л.д. 9.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

(О предъявлении обвинения)

 

15 марта 1931 г. Врид Нач III Секретного ПП ОГПУ НВК ЖЕМКОВ рассмотрев материал на гр. – на МИЛОВИДОВА Бориса Васильевича, 1902 г. рожд., сына б/собствен. типографии, семейного, грамотного, безпартийного, со слов несудим, преподаватель Худтехникума, прож. по ул. Сакко и Ванцетти, дом № 10 кв. 4

НАШЕЛ. Упомянут гр. изобличается в устройстве систематических сборищ на своей квартире, где собирались антисоветски-настроенные преподаватели вместе с которыми он, Миловидов, вел разговоры к.р. порядка и распространял провокационные слухи

а посему руководствуясь ст.ст. 128 УПК

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Гр. МИЛОВИДОВУ Борису Васильевичу

Предъявить обвинение по ст.ст. 58 п. 10 У.К., объявив последнее под расписку с уведомлением Крайпрокурора.

 

Врид Нач III отд СО                                                                       / Жемков /

Согласен: Начальник Секретного Отдела                              /Сорокин/

Утверждаю: Нач СОV П.П. ОГПУ НВК                                    /Кияковский/

Л.д. 10.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

(Об изменении меры пресечения)

По делу № 5618

 

27 марта 1931 г. Окр Уполномоченный 4 отд. Секр. Полит. Отд. ПП ОГПУ НВК ЖЕМКОВ

НАШЕЛ, что по ходу дела надобность в содержании под стражей обвиняемых миновала, а посему руководствуясь ст.ст. 161 УПК

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Гр. – на МИЛОВИДОВА Бориса Васильевича, 1892 г. рождения, сын бывш. владельца типографии, преподаватель худтехникума, б/п.

Дело следствием прекратить и из-под стражи освободить.

 

 

Опер. Уполномоченный 4 Отд. СПО                          подпись                / Жемков /

Согласен: Начальник Секр. Полит. Отдела            подпись                /Сорокин/

Утверждаю: Нач СОV П.П. ОГПУ НВК                    подпись                /Кияковский/

Публикации

Художник Б. Миловидов
Автор: В. Симонова
скачать .doc



На областной выставке художников Саратова в 1955 году внимание зрителей привлекла картина «Рыболовецкий стан на Волге» художника Миловидова.

Берег Волги. «Рыбакова гора» с темным, как бы бархатным лесом, Рыбачьи снасти, палатка, рыбаки, убирающие невод, пароход, уходящий в бесконечные просторы великой русской реки. Спокойный, тихий вечер. Сгущаются сумерки. Восходит луна. Река дышит прохладной свежестью. Дымка, стелющаяся по (Волге, огни парохода, костра, серебристая лунная дорожка на воде, отблески потухающей зари, вспыхивая и погасая, перекликаясь, спорят между собою в яркости. Необъятная, широкая Волга готовится к ночи.

Картина эта, такая близкая по настроенности саратовцам, была преподнесена городским Советом в дар Ленинграду в честь его двухсотпятидесятилетия.

...Узнали саратовцы о художнике Миловидове еще в двадцатые годы, когда он впервые стал экспонировать на выставке свои живописные и графические работы. А скоро они услышали о нем, как о талантливом воспитателе молодых художников.

Родился Борис Васильевич Миловидов в 1902 году в Саратове, в семье служащего. В 1918 году поступил в Высшие Государственные Художественные мастерские в Саратове (ныне Художественное училище). В 1926 году окончил их и остался преподавателем этого учебного заведения. Преподавал литографию, рисунок, живопись.

С первых лет революции советское искусство утверждало свой путь к социалистическому реализму. Передовые художники стремились запечатлеть в своих произведениях образы новых людей. Для этого они шли на рабфаки, заводы, в деревню.

В конце двадцатых годов Миловидов пошел на завод. Он делает серию рисунков и литографий из жизни железнодорожных мастерских. Выполнены они с большим мастерством и оставляют ощущение бодрости, уверенности в силе новой жизни.

В тридцатых годах Борис Васильевич едет в деревню. Его привлекла колхозная тематика. В результате появляется серия рисунков, полная любви автора к природе, к сельскому труду, к колхозным просторам. Рисунки и литографии экспонировались на выставках в Саратове.

На первой краевой выставке, в 1934 году, экспонировалась картина Бориса Васильевича из пионерской жизни – «Пионеры-авиамоделисты». В творчестве саратовских художников она явилась своего рода этапной работой на жанровые темы за советский период времени, «Пионеры-авиамоделисты», литографии «Кузнечный цех», «Паровозный цех» приобретены саратовским художественным музеем им. А. Н. Радищева.

Особенно сильно Миловидова увлекает пейзаж. Он много пишет этюдов на Волге. Наблюдательный и любящий природу, он сделал основной темой своих произведений родную Волгу, просторы колхозных полей.

В 1927–1928 годах он участвует пейзажами на выставках «Общества 4 искусства» в Москве и Ленинграде.

В 1937 году на областной выставке художников саратовцев порадовали этюды Миловидова. Написанные с душевной искренностью, они передают здоровое, живое восприятие природы.

В том же году на выставке художников-педагогов изоучилищ в Москве экспонировалась картина Бориса Васильевича «Жатва».

Началась война. С первых же дней Миловидов включился в агитационную работу как художник-плакатист. В 1941 году он уходит на фронт, а в 1943 году, вернувшись в длительный отпуск после ранения, вновь включается в педагогическую работу в Художественном училище и продолжает работу плакатиста в коллективе художников саратовского «Агитокна». Всему городу известны были лаконичные, выразительные плакаты Миловидова.

Продолжает Борис Васильевич и свою работу в области живописи. Уже в 1944 году на выставке произведений художников союзных республик в Москве он показал волжские пейзажи, а на областной художественной выставке в 1955 году в Саратове и на межобластной художественной выставке в Куйбышеве экспонировалась его картина «Рыболовецкий стан на Волге».

Но работа живописца и плакатиста не исчерпывает возможностей художника. На протяжении многих лет он выступает как книжный график. С 1928 года Миловидов начал работать в Саратовском книжном издательстве по оформлению книжно-плакатной продукции, а через два года стал художественным редактором издательства.

Миловидов оформляет произведения русских и зарубежных классиков и книги местных авторов (Т. Акимовой, В. Бабушкина, Г. Боровикова, С. Козлова, В. Левошина, В. Тимохина и др.).

Дважды, в 1956 и в 1957 годах, он участвует во Всесоюзных выставках книги в Москве. Автор книги «Изобразительное искусство РСФСР» (том II) М. П. Сокольников пишет, что «отличным мастером книжной графики в Саратове выступает Б. В. Миловидов».

Борис Васильевич Миловидов–разносторонний художник. Он создал не только станковые и графические произведения (книжные иллюстрации, политический плакат, киноплакат), его росписи украшают стены саратовского Дворца пионеров, Научной библиотеки, университета имени Н.Г. Чернышевского.

Миловидов никогда не замыкался в кругу узких личных интересов. Он активно участвует в художественной и общественной жизни города. Один из организаторов саратовского товарищества «Художник», Саратовского Союза художников, он долгое время был председателем правления Союза художников. Борис Васильевич назначался неоднократно членом выставочного комитета и художественных советов книжного издательства и города.

Ведущий преподаватель-методист Б, В. Миловидов вот уже 40 лет передает свои знания учащимся художественного училища.

Миловидов по праву гордится своими учениками: В.С. Климашиным, С.Г. Сахаровым – заслуженным художником РСФСР, И.А. Ершовым, Н.А. Архангельским – заслуженным деятелем искусств лауреатом Государственной премии, И.В. Севастьяновым – народным художником РСФСР, Н. Н. Жуковым – народным художником СССР.

Многие из его учеников работают в Саратове и составляют творческий актив местного отделения Союза художников.

В современных условиях, когда некоторые художники-формалисты и абстракционисты пытаются повернуть наше искусство назад, Борис Васильевич Миловидов отстаивает завоевания реалистического искусства, воспитывая у молодежи непримиримость к любым отклонениям от искусства социалистического реализма.

 

В. Симонова


Художник Б. Миловидов [Текст] : [Альбом] / Текст В. Симоновой. - Саратов : Кн. изд-во, 1963. - 11 с. : ил., портр.; 17 см.

Каталог выставки произведений художника Миловидова Бориса Васильевича
Автор: В. Мощенко
скачать .doc



Борис Васильевич Миловидов родился в Саратове 12 ноября 1902 года. Здесь прошли его детство, юность и вся сознательная жизнь. Здесь он избрал трудный, но прекрасный путь художника и достойно прошел его до конца.

Юноше Миловидову повезло уже в том, что в Высших Государственных художественных мастерских, куда он пришел учиться в 1918 году, его учителями стали замечательные художники-педагоги П.С. Уткин и А.И. Савинов. Через несколько лет талантливый ученик, еще не завершивший свое образование, получает предложение остаться преподавателем этого учебного заведения, вскоре преобразованного в промышленно-художественный техникум, а позже – в Художественное училище. Сорок лет – лучших лет своей творческой жизни –– Борис Васильевич отдает делу воспитания молодых художников, передавая им традиции русской реалистической школы.

Собственная активная творческая жизнь у него началась еще в студенческие годы. Именно тогда он идет в цеха саратовских заводов, выезжает на поля окрестных деревень, собирая необходимый материал для своих работ, в которых он задумал показать индустриальный подъем страны, начавшей строить социализм. Так родились его литографии и рисунки: «Ремонт паровоза», «Кузнечный цех», «Портрет рыбака» и другие.

В 1927-28 годах в Москве и Ленинграде на Выставке Общества 4-х искусств экспонируются его волжские пейзажи. В 1940 году на 4-й Саратовской областной художественной выставке произведений живописи, графики, скульптуры и архитектуры экспонируются его этюды и большая картина «Жатва». Картина Бориса Васильевича «Юные авиамоделисты» приобретена Саратовским государственным художественным музеем им. А. Н. Радищева.

В последующие годы Борис Васильевич выступает на всех областных, зональных и многих республиканских выставках, где получили высокую оценку его лучшие произведения – картины

«Рыболовецкий стан на Волге», «Степь», «Заря вечерняя», «Любите Россию», «Разнотравье», натюрморт «Плоды Грузии» и многие другие произведения, в которых художник воспевает красоту и величие русской природы, и в особенности природы Саратовского Поволжья, которая была ему наиболее близка.

В первые дни Великой Отечественной войны он явился одним из организаторов в Саратове «Агитокна», которое на протяжении четырех лет плакатом и острой карикатурой способствовало разоблачению немецкого фашизма как злейшего врага человечества, призывая тружеников города и села мобилизовать все свои силы на помощь Советской Армии, сокрушавшей врага и несущей нашему народу долгожданный мир. Художник участвовал в великой битве и как воин. Вернувшись с фронта, после тяжелого ранения, Борис Васильевич вновь активно включился в работу «Агитокна».

Книжная графика издавна была для Б.В. Миловидова родным делом, в котором он много преуспел. Он иллюстрировал и оформлял многие книги русских, зарубежных и советских авторов, выпускаемых Саратовским, а затем Приволжским книжным издательством. С особым удовольствием иллюстрировал он произведения местных авторов. Последней, одной из самых удачных книг, с цветными иллюстрациями явилась книга для детей писателя-натуралиста Н. И. Леденцова «Диво-дивное».

Посмертная выставка Бориса Васильевича Миловидова, развернутая в 1976 году в Выставочном зале Саратова, раскрыла художника во своей его многоплановости – как живописца и графика, плакатиста и большого мастера книжного оформления. И все же ярче всего перед зрителем в ней предстал Миловидов-живописец, тонкий и лиричный, сердцем чувствующий родную природу.

Свои уход на пенсию Борис Васильевич вовсе не рассматривал как уход на заслуженный отдых. Именно в эти последние годы он стал работать в искусстве с тем творческим накалом, о котором мечтал всю жизнь. Тогда и родились многие полотна, графические листы, иллюстрированные им книги, которые раскрыли новые грани дарования художника.

Много времени и сил отдавал Борис Васильевич общественной деятельности. Он был одним из организаторов товарищества «Художник» и Саратовского отделения Союза художников, руководителем которого являлся длительное время, а затем неоднократно избирался членом его правления. Был он также членом Выставочного комитета и художественного совета Приволжского книжного издательства.

Теперь, когда художника уже нет в живых, можно подвести итог его педагогической деятельности, ибо эта деятельность не заканчивается с уходом на пенсию, если у художника есть последователи. Можно смело сказать: большая часть мастеров изобразительного искусства Саратовской областной организации художников – ученики Бориса Васильевича Миловидова. И не только областной организации. Он по праву гордился такими своими учениками, как народный художник СССР, лауреат Ленинской государственной премии Н.Н. Жуков, народный художник РСФСР И.В. Севастьянов, заслуженный художник РСФСР С.Г. Сахаров, заслуженный художник Таджикской ССР И.А. Ершов, заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии Н.А. Архангельский, В.С. Климашин, и многими другими видными живописцами и графиками страны, принявшими из его добрых рук эстафету большого реалистического искусства.

 

В. Мощенко

 

Каталог выставки произведений художника Миловидова Бориса Васильевича [Текст] : живопись, графика, рисунок, литография, плакаты / Саратовское обл. упр. культуры, Саратовская орг. Союза художников РСФСР. - Саратов : [б. и.], 1976. - 27, [1] с., [6] л. ил.; 17 см.

Художественные работы